В Смоленске презентовали диптих народного художника Вячеслава Самарина
В историческом музее - необычная выставка. Народный художник России Вячеслав Самарин представляет свой диптих "родное и близкое". Композиция состоит из двух частей. Две картины - "Мои" и "Дом, которого нет" - своеобразный философский концепт. Дополняя друг друга, они представляют единое произведение, тогда как, между ними - полвека творческого пути выдающегося художника.
Правая часть диптиха "Мои" написана в 1975 году, наполнена жизнью, тёплыми красками, бурлящей, словно яркий пэчворк, жизнью: дом, семья, домашнее тепло - всё, что составляет мир молодого художника, как и интерьер мастерской, в котором он ежедневно находится. -
Вячеслав Самарин, народный художник России:
"Расстояние между картинами маленькое, а по нагрузке оно большое, как от печки до Луны. Я про что только ни передумал, работая над этой вещью! Над той - думал только о том, чтоб сделать похоже. И там, за холстом, ничего нет. А здесь Луна, на которой нет никакой жизни, она похожа на оптический прицел. Космос на нас смотрит, поймает на крестовину - и нет нас". -
Левая часть - последняя картина Самарина, над которой он работал более семи лет - "Дом, которого нет". Дом пуст, что подчёркнуто акриловой холодностью тона, но обитатели дома живут в душе художника. Очевидно, что рядом и сам автор - за мольбертом, возле только что созданной картины. Но теперь он присутствует не по эту сторону полотна и вместе со зрителем смотрит на своих, а перед ним - Сергей Есенин. -
Вячеслав Самарин, народный художник России:
"У меня тут не две картины, а три: вон одна картина рожает другую. То есть ещё через сто лет Есенин будет также нужен и важен каким-то людям, он всегда будет здесь и сейчас (модное такое выражение) в любую эпоху. Так что, ненавистники его живы до сих пор, как и люди, для которых он является воздухом. Для меня его стихи - воздух, которым я дышу". -
Есенинский образ - также и разбитое зеркало. Оно написано с натуры - а это оригинал - и разбито было сознательно во время работы над полотном. Своим диптихом "Родное и близкое" автор приглашает нас подумать о Родине, о культуре, о месте человека в мире. Обе картины как молитвы: если первая - за здравие, то вторая картина - за упокой. Венчает композицию ряд икон. -
Светлана Ларюцкая, преподаватель изобразительного искусства:
"Два полотна эти очень здорово закомпанованы. Потому что всё это освящено иконами, которые тоже несут большую смысловую нагрузку, историческую нагрузку. И какой бы ни был человек - верующий или не верующий - но возле такого диптиха он, конечно, остановится. Остановится и задумается: человек, куда ты идёшь". -
Если картина "Мои" изобилует бытовыми подробностями, то в "Доме, которого нет" все они превращаются в символы. Перед зрителями наполненные глубоким духовным содержанием образы - итог сложнейших размышлений художника на протяжении целой человеческой жизни.