«Из мрачной глубины веков». Домонгольская архитектура Смоленска
Три храма выстояли, пережили все лихолетья и беды. И будут стоять, покуда жива вера в сердцах смолян, в сердцах русских людей
ВPмноговековой истории русской архитектуры совершенно особое место занимает так называемый домонгольский период. Этим термином обычно называют древнерусские архитектурные памятники, построенные до первого нашествия в 1237 году на Русь монголотатарских орд и установления ига. До наших дней они дошли сохранившимися, пусть иногда в изрядно перестроенном виде.
Каменное строительство после крещения Руси в 988 году и вплоть до 30х годов XIIIго века переживало настоящий бум. Каждый русский князь в своих уделах почитал за долг построить один, а то и несколько каменных храмов. Параллельно развивались и русские школы зодчества: киевская, черниговская, полоцкая и смоленская.
Русские домонгольские памятники архитектуры сохранились на территории современных России, Украины и Белоруссии. На Украине абсолютное большинство таких строений находится в Киеве. Еще несколько храмов имеются в Чернигове, на Волыни и в Галиче. В Белоруссии в Полоцке, Витебске и Гродно.
В нашей стране абсолютным «рекордсменом» является новгородская земля. Там насчитывается целых 11 памятников архитектуры XIXIII веков, включая древнейший на территории России Софийский собор (10451052 гг.). Во Владимире и Суздале есть 9 таких храмов. По две церкви на Псковщине, в Ленинградской и Ярославской областях.
Тремя домонгольскими храмами по праву гордится и наш древний город Смоленск. Церкви Петра и Павла на Городянке, Иоанна Богослова на Варяжках и Михаила Архангела (Свирская) служат предметом гордости всех смолян. Причем старейшая из наших Перопавловская церковь по дате воздвижения является седьмой из всех, находящихся на территории современной России. Старше ее только 5 новгородских и 1 псковский храм.
Однако не стоит думать, что в те далекие времена только тремя церквями и ограничилось каменное строительство на смоленской земле. Напротив, среди столиц русских княжеств в конце XIIго века по масштабу строительных работ Смоленск занимал первое место, превосходя даже стольный град Киев мать городов русских. В ходе многочисленных раскопок были обнаружены не менее 15 памятников зодчества, от которых остались только незначительные части стен либо вообще одни фундаменты.
Первое в Смоленске каменное здание Успенского собора заложил в 1101 году Владимир Мономах. Возводился Мономахов собор исключительно в строительной традиции Киевской Руси. Затем, после ее распада в 1132 году, каменное строительство в Смоленске велось силами приглашенных зодчих из Чернигова и Киева.
Но уже к началу XIIIго века сформировалась полоцкосмоленская школа зодчества, творившая в стиле западноевропейской готики. Наша модель столпообразного храма получила большую популярность и в других землях. Теперь смоленские зодчие строили в Новгороде, Пскове, Рязани, и уже у них учились черниговские мастера.
В самом же Смоленске все каменное строительство прекратилось после страшного мора 123031 годов, когда умерло более 32 тысяч жителей княжества.
Давно уже нет старого Успенского собора, канули в лету Борисоглебская и Васильевская церкви Смядынского монастыря, не сохранились храмы на Кловке, в Чернушках, на Чуриловке и Воскресенской горе. Но три старинных «домонгольских» церкви украшают древний Смоленск и по сей день, заставляя восхищаться и восторгаться небывалым мастерством русских зодчих.
Церковь Петра и Павла на Городянке
Чтобы не возникало вопросов, сразу поясним, что Городянка это название маленькой речки, впадающей в Днепр. При строительстве в XIX веке железной дороги ее забрали в подземное русло. И теперь это один из самых известных среди смоленских диггеров тоннель.
Историю церкви Петра и Павла смоляне знают довольно хорошо, что неудивительно, поскольку она является одной из наших главных достопримечательностей и визитных карточек Смоленска.
Тем не менее, и в этом заключен некий исторический парадокс, более или менее проследить судьбу этого храма мы можем только с начала XVIIго века, когда наш город был оккупирован войском польского короля Сигизмунда. А почти что пятисотлетняя история, которую имела Петропавловская церковь до этого, сокрыта для всех нас, к сожалению, навсегда.
Более или менее точная датировка возведения церкви Петра и Павла несколько раз менялась. Поначалу памятник датировали 1146 годом на основании переноса на Смоленск сведений Новгородской летописи о храмах, построенных в том году в Новгороде.
На ошибочность такого метода указывал смоленский краевед Иван Орловский.
Новую датировку памятника предложил советский историк архитектуры и археолог Михаил Каргер. Исходя из его близкого сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни и предположения, что известная запись сборника МихаилоЗлатоверхого монастыря в своей последней части говорит «о постройках последних двух десятилетий XII века», исследователь относил церковь Петра и Павла к «концу третьей и началу последней четверти XII века», то есть к 70м годам, и рассматривал памятник в главе о зодчестве второй половины XII века после церкви Иоанна Богослова.
И все же более точно определить дату постройки церкви Петра и Павла помогает Борисоглебский собор Смядынского монастыря, единственный точно датированный памятник смоленской архитектуры XII века. Каменное строительство на Смядыни началось в 1145 году, когда смоленский князь Ростислав Мстиславич «заложиша церковь камяну на Смядин, Борис и Глб, Смольньск»