Сегодня четверг, 4 апреля 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
8 октября 2022 года   |   smolgazeta.ru   |   Обсудить

Приметы времени Сергея Богомолова

На первом этаже Дома художника в Смоленске открылась персональная выставка Сергея БОГОМОЛОВА «Приметы времени». В экспозиции представлены живописные произведения, написанные им за последние два года. И приметы времени в них не детализированы – скорее это общее ощущение, фон, привычная декорация современной жизни…

От тёмного к светлому

– Я давно для себя решил делать подобные выставки с периодичностью в два года. Как некий творческий отчёт о том, чем занимаюсь последнее время…

– Сергей, вы долгое время отдавали предпочтение графике. Теперь живопись…

– Возможно, в моей жизни наступил какой-то новый этап, где я уже буду формироваться как живописец.

– Выставка называется «Приметы времени». Если немного порассуждать на эту тему, то какие приметы нашего времени вы назовёте в числе главных?

– Приметы времени для меня – это то, на что я обращаю внимание прежде всего. Мы сейчас живём в необычное время, когда всё спрессовано и развивается очень стремительно. Надо уметь оперативно реагировать на изменения, быстро перестраиваться и находить смысл уже в заданных обстоятельствах.

Вот я недавно поехал в Карелию на индустриальный пленэр, но у организаторов что-то не сложилось, и нам пришлось рисовать природу – то есть перестраивались уже что называется на ходу.

– Активное использование чёрного цвета практически в каждой работе – это тоже ощущение времени?

– Нет, ни в коем случае. Тем более как такового чёрного здесь нет – он всё-таки более сложный, многослойный по составу. Это ещё с тех времён, когда я учился и преподаватели отбирали у студентов чёрную краску, заставляя нас составлять чёрный тон из разных оттенков.

Да, многие мои работы написаны на тёмно-сером, ближе к чёрному, грунте. Но это оттого, что мне нравится в работе идти от тёмного к светлому, а не наоборот, как в случае с белой бумагой или грунтом.

Даже сам по себе этот тёмно-серый тон сложный. И если его собрать в сюжет, подчинить отношениям цветовой последовательности, он помогает организовать эту работу.

Даёшь индустриализацию

– Сергей, на выставке задан чёткий акцент на индустриальную тему. Чем она вас так привлекает?

– Эта тема привлекает меня очень давно. Я много раз участвовал в индустриальных пленэрах, какие-то даже сам организовывал. Да и просто попадая куда-то, я стараюсь не оставлять без внимания индустриальные объекты. Даже в деревнях нахожу что-то с подобной ноткой. Потому что в истории нашей страны много таких страниц. Она когда-то прошла через индустриализацию, и мы сами в этом жили, поэтому я не могу остаться равнодушным к этой теме.

Меня восхищает сам процесс создания чего-то огромного, где люди, как винтики, делают что-то непонятное, и вдруг по прошествии времени это вырастает во что-то конкретное. Или наоборот – когда что-то большое разбирается на маленькие составляющие. Я видел, как буквально за день демонтировали огромную доменную печь. Человеческие руки, ум и новые технологии творят такие обыкновенные чудеса, и меня это вдохновляет.

К тому же, в отличие от речек и лужаек, в индустриальном пейзаже по сюжетной и композиционной линии есть за что сразу зацепиться глазу, сделать даже живописную работу графически, так как я всё-таки график.

– А как из всего этого неодушевлённого создать образ? Чем его нужно напитать: особой энергией, идеями, сюжетом?

– Иногда он рождается сам по себе. То есть, выбирая какой-то вид, ты сразу останавливаешься на том, что становится композиционным центром, вокруг которого происходит развитие сюжета. А бывает, что требуется время, чтобы из этюда выросла полноценная работа.

Вот, например, мой «Двор с Венерой». Когда я въезжал в новую мастерскую, то в окне напротив увидел фигурку Венеры – меня это так резануло, что я видел её там и после того, как её оттуда уже убрали. Для меня она стала неотъемлемой частью этого пейзажа.

«Детальный» натюрморт

– Человек в ваших работах предстаёт либо в виде маленькой условной фигурки, либо разложенным на составляющие анатомических пособий…

– Мне кажется, в городе человек всегда незаметен. Он – как часть какого-то большого организма. Тем более он у меня в сюжете, в среде – всего лишь одна из составляющих её деталей.

А анатомическая серия – это вообще отдельный разговор…

– Не вижу причин его откладывать и предлагаю немного рассказать о своём необычном опыте работы в анатомичке медицинского университета…

– В приглашении это звучало как пленэр, организованный СГМУ, СмолГУ и Смоленским отделением Союза художников России. И прежде чем мы приступили к работе, нам провели экскурсию. Меня сразу привлекли эти разрозненные части человеческого тела: руки, глаза, челюсти. Тем более что они сделаны как конструктор, из которого можно собрать всю фигуру. А в дополнение – старые пособия, послевоенные афиши, что немного сместило смысловой акцент на знания и сохранение традиций.

В общем, я сразу понял, что буду рисовать. И составил из всего этого множества деталей необычный натюрморт…

– …который получился своеобразным портретом – как собирательный во всех смыслах образ человека…

– Конечно. Человек ведь именно из таких «деталей» и состоит. Не знаю, удалось ли мне передать дух этого места, но оно меня очень заинтересовало.

– А философские мысли оно вам не навеяло?

– Философия была на репродукциях гравюр из анатомического театра эпохи Возрождения. Ведь тогда это действительно был театр, куда продавали билеты и на глазах у публики препарировали тело человека…

Вид из окна

– Сергей, о вас всегда говорят как о человеке, который заявил о себе сразу как зрелый художник. Но ведь с чего-то всё начиналось. С чего?

– Ещё в детстве мне очень нравились иллюстрации к военным рассказам, которые я любил читать. Я их часто перерисовывал – набралось несколько альбомов. А потом было всё традиционно: детская художественная школа, худграф института… Наверное, всё было предопределено.

– Вы предпочитаете работать сериями. Почему?

– Мне кажется, одной работы недостаточно, чтобы высказаться, раскрыть тему, – надо больше.

Тем более ты не всегда можешь сразу предугадать развитие сюжета. Иногда помогает случай, а порой сама работа что-то тебе подсказывает, ведёт за собой. И, закончив одну, ты берёшься за новую, поскольку тема ещё не исчерпана.

– Я заметила, что в большинстве работ вы как будто смотрите на всё сверху…

– Да, потому что я очень люблю находить свои сюжеты, глядя из окна. И когда я где-то бываю, для меня очень важен этот вид из окна.

Вообще, окно – это образ. С его помощью можно либо наружу посмотреть, либо внутрь. Это некий композиционный сюжет и центр. И я часто обращаюсь к нему в своих работах. Тем более если там, снаружи, есть ритм, динамика, соответствующее освещение. Да и линия горизонта в этом случае необычная – особенно при взгляде с высотки…

Говорят коллеги

Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:

– Сергей Богомолов – удивительный художник. Мы принимали его в Союз как графика, и его графические листы были очень интересными. А сейчас – живопись, и не простая, не традиционная, он работает по-своему.

Он не только замечательный художник, но и интересный человек, изобретательный. А его качество делать хорошо сказывается не только на работах, но и на их подаче.

Валерий ГРАЩЕНКОВ, заслуженный художник России:

– Главное впечатление от этой выставки – профессионализм и высокое качество. Это работы умного художника. Притом что ум всегда должен быть осторожен, чтобы не засушить произведение. Но в данном случае он уходит на то, чтобы сделать выверенную композицию, разложить в ней пятна, цвет, учесть все эмоциональные стороны.

Стоит отметить, что цвет у Сергея Богомолова достаточно условен. У него своё стилистическое направление, где цвет должен гармонировать, чтобы в конце концов получилось произведение классически хорошей живописи или графики.

Но основное здесь – творческое направление. Это не просто передача каких-то уголков природы или индустриальных площадок, а образ, который сложился у художника, когда он увидел что-то, чем решил поделиться с миром.

Константин КУЛИКОВ, скульптор:

– У Сергея очень хороший вкус – выставка оформлена профессионально. На этой экспозиции хочется ходить и смотреть.

А ещё его работы всегда узнаваемы – он выработал свой стиль. В них для меня – смесь живописи с графикой и достаточное количество условностей. У него очень интересные ракурсы, он любуется каждым пейзажем, который у него выверен и необычен…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга СУРКОВА

 

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Архив

8 октября 2022

84-летняя смолянка едва не «подарила» жуликам 2 миллиона  417

Российский президент одобрил кредитные каникулы для мобилизованных граждан  674

В Смоленске благоустройство сквера у ДК «Сортировка» выходит на финишную прямую  394

Суровые смоленские дети гуляют на детской площадке в темноте  272

Жители Смоленска обращаются в ГИБДД с просьбой о помощи  696

В России предложили освободить от частичной мобилизации мусорщиков  274

На улице Кашена в асфальте появилась подозрительная трещина  514

После многочисленных жалоб количество рейсов в Ситники временно увеличат  229

На Королёвке станет больше домов  529

В Смоленском Поозерье пройдет военно-исторический фестиваль  458

Смолянин, уходя от бывшей жены, прихватил лишнее  28

В Ленинском районе пройдут "сплошные проверки"  400

В Заднепровском районе на две недели закрыли проезд транспорта  358

В национальном парке состоится военно-исторический фестиваль  714

Какие изменения произойдут в жизни россиян в октябре?  874

Собираются ли реставрировать башню Волкова?  762

На Крестовоздвиженском мосту делают гидроизоляцию креплений  287

В Смоленске Следственный комитет приступил к проверке информации о малолетней живодерке  560

«Разборки» смолян в кафе привели к ужасным последствиям  29

«Блуждание по болоту». Доброволец «Сальвара» рассказал, как вывел из леса потерявшегося смолянина  27

На окружной дороге в Смоленском районе столкнулись «ВАЗ» и «Mitsubishi»  193

Объявлен поиск свидетелей жесткого ДТП в смоленском райцентре  177

Недовольный криками смолянин чуть не забил матерившегося на улице парня  25

Что изменится в нашей жизни в октябре?  369

На Смоленщине заключено сто браков «по мобилизации»  327

Велижане просят привести порядок в муниципальном жилье  530

Фото: На окружной дороге Смоленска произошла жуткая авария -  846

В Промышленном районе стихийный рынок пойдет под снос  560

В драмтеатре работает фотовыставка памятных монет с краснокнижными животными  745

Появится ли в Смоленской области Центр поддержки семей мобилизованных?  663

После жесткой аварии под Смоленском госпитализировали двух человек  211

Ночью в Новодугинском районе сгорел жилой дом  179

• Приметы времени Сергея Богомолова  495

Подрыв грузового автомобиля произошел на Крымском мосту  308

Мужчин вынесли без сознания. Неосторожность при курении чуть не унесла жизни двух смолян  173

Осенняя озеленительная кампания в Смоленске продолжается  450

Сергей Неверов предложил создать в Смоленской области Центр поддержки семей мобилизованных смолян  267

Пострадавшие госпитализированы. В смоленском райцентре случился пожар  180

В смоленском драмтеатре открылась фотовыставка памятных монет с краснокнижными животными  454

88 индивидуальных предпринимателей Смоленской области воспользовались налоговыми каникулами  223



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)