Приметы времени Сергея Богомолова
На первом этаже Дома художника в Смоленске открылась персональная выставка Сергея БОГОМОЛОВА «Приметы времени». В экспозиции представлены живописные произведения, написанные им за последние два года. И приметы времени в них не детализированы – скорее это общее ощущение, фон, привычная декорация современной жизни…
От тёмного к светлому
– Я давно для себя решил делать подобные выставки с периодичностью в два года. Как некий творческий отчёт о том, чем занимаюсь последнее время…
– Сергей, вы долгое время отдавали предпочтение графике. Теперь живопись…
– Возможно, в моей жизни наступил какой-то новый этап, где я уже буду формироваться как живописец.
– Выставка называется «Приметы времени». Если немного порассуждать на эту тему, то какие приметы нашего времени вы назовёте в числе главных?
– Приметы времени для меня – это то, на что я обращаю внимание прежде всего. Мы сейчас живём в необычное время, когда всё спрессовано и развивается очень стремительно. Надо уметь оперативно реагировать на изменения, быстро перестраиваться и находить смысл уже в заданных обстоятельствах.
Вот я недавно поехал в Карелию на индустриальный пленэр, но у организаторов что-то не сложилось, и нам пришлось рисовать природу – то есть перестраивались уже что называется на ходу.
– Активное использование чёрного цвета практически в каждой работе – это тоже ощущение времени?
– Нет, ни в коем случае. Тем более как такового чёрного здесь нет – он всё-таки более сложный, многослойный по составу. Это ещё с тех времён, когда я учился и преподаватели отбирали у студентов чёрную краску, заставляя нас составлять чёрный тон из разных оттенков.
Да, многие мои работы написаны на тёмно-сером, ближе к чёрному, грунте. Но это оттого, что мне нравится в работе идти от тёмного к светлому, а не наоборот, как в случае с белой бумагой или грунтом.
Даже сам по себе этот тёмно-серый тон сложный. И если его собрать в сюжет, подчинить отношениям цветовой последовательности, он помогает организовать эту работу.
Даёшь индустриализацию
– Сергей, на выставке задан чёткий акцент на индустриальную тему. Чем она вас так привлекает?
– Эта тема привлекает меня очень давно. Я много раз участвовал в индустриальных пленэрах, какие-то даже сам организовывал. Да и просто попадая куда-то, я стараюсь не оставлять без внимания индустриальные объекты. Даже в деревнях нахожу что-то с подобной ноткой. Потому что в истории нашей страны много таких страниц. Она когда-то прошла через индустриализацию, и мы сами в этом жили, поэтому я не могу остаться равнодушным к этой теме.
Меня восхищает сам процесс создания чего-то огромного, где люди, как винтики, делают что-то непонятное, и вдруг по прошествии времени это вырастает во что-то конкретное. Или наоборот – когда что-то большое разбирается на маленькие составляющие. Я видел, как буквально за день демонтировали огромную доменную печь. Человеческие руки, ум и новые технологии творят такие обыкновенные чудеса, и меня это вдохновляет.
К тому же, в отличие от речек и лужаек, в индустриальном пейзаже по сюжетной и композиционной линии есть за что сразу зацепиться глазу, сделать даже живописную работу графически, так как я всё-таки график.
– А как из всего этого неодушевлённого создать образ? Чем его нужно напитать: особой энергией, идеями, сюжетом?
– Иногда он рождается сам по себе. То есть, выбирая какой-то вид, ты сразу останавливаешься на том, что становится композиционным центром, вокруг которого происходит развитие сюжета. А бывает, что требуется время, чтобы из этюда выросла полноценная работа.
Вот, например, мой «Двор с Венерой». Когда я въезжал в новую мастерскую, то в окне напротив увидел фигурку Венеры – меня это так резануло, что я видел её там и после того, как её оттуда уже убрали. Для меня она стала неотъемлемой частью этого пейзажа.
«Детальный» натюрморт
– Человек в ваших работах предстаёт либо в виде маленькой условной фигурки, либо разложенным на составляющие анатомических пособий…
– Мне кажется, в городе человек всегда незаметен. Он – как часть какого-то большого организма. Тем более он у меня в сюжете, в среде – всего лишь одна из составляющих её деталей.
А анатомическая серия – это вообще отдельный разговор…
– Не вижу причин его откладывать и предлагаю немного рассказать о своём необычном опыте работы в анатомичке медицинского университета…
– В приглашении это звучало как пленэр, организованный СГМУ, СмолГУ и Смоленским отделением Союза художников России. И прежде чем мы приступили к работе, нам провели экскурсию. Меня сразу привлекли эти разрозненные части человеческого тела: руки, глаза, челюсти. Тем более что они сделаны как конструктор, из которого можно собрать всю фигуру. А в дополнение – старые пособия, послевоенные афиши, что немного сместило смысловой акцент на знания и сохранение традиций.
В общем, я сразу понял, что буду рисовать. И составил из всего этого множества деталей необычный натюрморт…
– …который получился своеобразным портретом – как собирательный во всех смыслах образ человека…
– Конечно. Человек ведь именно из таких «деталей» и состоит. Не знаю, удалось ли мне передать дух этого места, но оно меня очень заинтересовало.
– А философские мысли оно вам не навеяло?
– Философия была на репродукциях гравюр из анатомического театра эпохи Возрождения. Ведь тогда это действительно был театр, куда продавали билеты и на глазах у публики препарировали тело человека…
Вид из окна
– Сергей, о вас всегда говорят как о человеке, который заявил о себе сразу как зрелый художник. Но ведь с чего-то всё начиналось. С чего?
– Ещё в детстве мне очень нравились иллюстрации к военным рассказам, которые я любил читать. Я их часто перерисовывал – набралось несколько альбомов. А потом было всё традиционно: детская художественная школа, худграф института… Наверное, всё было предопределено.
– Вы предпочитаете работать сериями. Почему?
– Мне кажется, одной работы недостаточно, чтобы высказаться, раскрыть тему, – надо больше.
Тем более ты не всегда можешь сразу предугадать развитие сюжета. Иногда помогает случай, а порой сама работа что-то тебе подсказывает, ведёт за собой. И, закончив одну, ты берёшься за новую, поскольку тема ещё не исчерпана.
– Я заметила, что в большинстве работ вы как будто смотрите на всё сверху…
– Да, потому что я очень люблю находить свои сюжеты, глядя из окна. И когда я где-то бываю, для меня очень важен этот вид из окна.
Вообще, окно – это образ. С его помощью можно либо наружу посмотреть, либо внутрь. Это некий композиционный сюжет и центр. И я часто обращаюсь к нему в своих работах. Тем более если там, снаружи, есть ритм, динамика, соответствующее освещение. Да и линия горизонта в этом случае необычная – особенно при взгляде с высотки…
Говорят коллеги
Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:
– Сергей Богомолов – удивительный художник. Мы принимали его в Союз как графика, и его графические листы были очень интересными. А сейчас – живопись, и не простая, не традиционная, он работает по-своему.
Он не только замечательный художник, но и интересный человек, изобретательный. А его качество делать хорошо сказывается не только на работах, но и на их подаче.
Валерий ГРАЩЕНКОВ, заслуженный художник России:
– Главное впечатление от этой выставки – профессионализм и высокое качество. Это работы умного художника. Притом что ум всегда должен быть осторожен, чтобы не засушить произведение. Но в данном случае он уходит на то, чтобы сделать выверенную композицию, разложить в ней пятна, цвет, учесть все эмоциональные стороны.
Стоит отметить, что цвет у Сергея Богомолова достаточно условен. У него своё стилистическое направление, где цвет должен гармонировать, чтобы в конце концов получилось произведение классически хорошей живописи или графики.
Но основное здесь – творческое направление. Это не просто передача каких-то уголков природы или индустриальных площадок, а образ, который сложился у художника, когда он увидел что-то, чем решил поделиться с миром.
Константин КУЛИКОВ, скульптор:
– У Сергея очень хороший вкус – выставка оформлена профессионально. На этой экспозиции хочется ходить и смотреть.
А ещё его работы всегда узнаваемы – он выработал свой стиль. В них для меня – смесь живописи с графикой и достаточное количество условностей. У него очень интересные ракурсы, он любуется каждым пейзажем, который у него выверен и необычен…
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга СУРКОВА