Произведения русской классической литературы потому и называется классическими, что их авторы соблюдали правила построения сюжета, открытые еще древними греками. В частности, в художественное произведение обязательно вводился персонаж, противодействующий главному герою, создающий препятствия на пути к достижению цели. Это противостояние создает конфликт, позволяет развивать сюжет. Такой персонаж носит название антагонист. Он является носителем отрицательных качеств, вызывает неодобрение автора и читателей. К приему “протагонист - антагонист” литераторы прибегают еще со времен Гомера. Достаточно вспомнить “Илиаду”, в которой противостояли Ахилл и Гектор. “Антагонист” и переводится с древнегреческого как “противник”. Подробно,кто такой антагонист и протагонист можно прочитать в этой статье.
Особенности антагонистов
В современной литературе антагонистом могут быть не явные злодеи, а просто вторая скрипка, второстепенный персонаж, который критикует героя. Иногда это группа или просто внутренний голос или даже раздвоение главного персонажа как Семен Семенович “в очках” и “без очков” в миниатюрах Хармса. Или правила общественной жизни, как в гоголевской “Шинели”. Неважно, каким будет антагонист, главное, что он создает конфликт, без которого нельзя написать ни одно литературное произведение. Действия протагониста лежат в основе сюжета, а задача антагониста – создавать обстоятельства, преодолевая которые протагонист достигает своей цели.
Молчалин в "Горе от ума"
Это яркий тип антагониста, ему удается мгновенно настроить читателя против себя. В Молчалине нет никаких положительных свойств. Он не смешной, не энергичный, поэтому привлекает к себе минимум внимания. Он явно проигрывает Чацкому. Его нравственные качества вызывают отторжение. Заискивание, зависть, боязливость и готовность к подлым поступкам – эти черты характера свойственны ничтожествам и подхалимам.
Антагонизм в романе Тургенева “Отцы и дети”
Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. У этих персонажей разные убеждения, что составляет их спорить снова и снова. Базаров считает, что ни к чему нельзя относиться с доверием, нужно все воспринимать критически. Павел Петрович – приверженец традиций и норм. У них мало общего, они отличаются возрастом, внешностью, социальным положением. Романтик Кирсанов постоянно возражает реалисту Базарову. В конце произведения верная картина жизни восторжествовала над аристократизмом.
Швабрин, “Капитанская дочка”
В этом случае антагонист наделен незаурядным умом, имеет характер и волю, но эти достоинства перечеркивает то, что Швабрин – предатель и лжец. Его добродетели отходят на второй план, ведь они используются для достижения подлых целей. Гринев верен своему слову и присяге. Его антагонист Швабрин готов продать что угодно, даже родину и любовь, чтобы сохранить себе жизнь. Злодейство Швабрина проявляется уже на первых страницах, когда он мстит отказавший ему Маше Мироновой, очерняя ее репутацию в глазах Гринева с помощью лжи. По ходу развития сюжета отрицательные черты характера Швабрина усугубляются. Кажется, что Пушкин специально сконцентрировал в одном персонаже недостатки в таком количестве, какого не бывает в реальной жизни. Однако на самом деле такие люди есть, просто Пушкин гениально довел данный образ до завершения, ярко показав читателям, что такое предательство и бесчестие.
Анатоль Курагин, “Война и мир”
Случается, что антагонист выходит у писателя более ярким, чем протагонист. Например, у Толстого в “Войне и мире” Анатоль Курагин один из основных отрицательных персонажей. Но автор позиционирует его более выгодно, чем протагониста Пьера Безухова. Протагонист мечется, мучительно пытается познать себя, выглядит слабым и неуверенным. Антагонист предается кутежам и разврату. Он очень привлекателен, имеет красивую внешность, за которой скрывается моральное уродство. Анатоль идет на поводу инстинктов. Он не усмиряет свою животную природу, а потакает ей. Гениальный Толстой использовал данного злодея необычно. Последняя сцена, в которой появляется Курагин, заставляет Андрея Болконского научиться прощать.
Антагонист князя Мышкина
Роман “Идиот”, пожалуй, самый известный в творчестве Достоевского. В этом сложном, глубоком произведении непросто найти антагониста главному герою – князю Мышкину. Вообще сразу сказать, кто в этом романе антагонист, а кто протагонист, сложно. Тонкий психолог Достоевский показывает людей с разных сторон, не скрывая достоинств даже в отрицательных персонажах. Профессиональный анализ обнаруживает, что антагонистом Мышкина является Рогожин – трагическая фигура, вызывающая симпатию. Он любит Мышкина, поэтому его антагонизм сложно распознать. Между тем, в отличие от Мышкина Рогожин имеет темную, звериную душу. Мышкин же – это человеческая утопия, в которой показано большинство христианских добродетелей. Противостояние между “звериным” Рогожина и “небесным” Мышкина и является одним из конфликтов гениального романа.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)