Смоленский художник принял участие в Чувашской биеннале современного искусства
Сотрудник нашей газеты художник Эдуард Кулёмин принимает участие в Первой Чувашской биеннале современного искусства, которая проходит в Чебоксарах с 12 ноября по 2 декабря.Здесь представлены работы 24 авторов, выбранные в результате открытого всероссийского конкурса, на который было прислано более 250 заявок.
Тема этой биеннале - «Икс Историй: память о будущем» - отсылает к множеству рассказов, мифов и поверий, из которых сегодня состоит культурное и этнографическое наследие Чувашской Республики.
«Мы приглашаем художников присоединиться к размышлениям о том, как сегодня возможно передать историю доставшегося нам наследия. Речь пойдет не только о Чувашии. Нам хочется понять, как богатая и самобытная история отдельно взятого народа переплетается со множеством историй других регионов и стран», - пишут организаторы в аннотации к этому арт-форуму.
В экспозиции находятся работы, выполненные в разных техниках: фотография, вышивка, керамика, видеоарт, живописные фризы, коллекции одежды и аксессуаров, видеоперформансы и скульптурные инсталляции, принты с текстами, созданными нейросетью.
Эдуард Кулёмин представил на биеннале работы, созданные в рамках проекта «Корчага всякого», который реализуется под эгидой Смоленского регионального отделения Творческого союза художников России при поддержке Смоленского государственного музея-заповедника.
Объектом приложения творческих фантазий здесь является уникальный экспонат Смоленского государственного музея-заповедника - амфора-корчага с древнейшей надписью «горо(у)хща». Ее обнаружили в 1949 году в одном из курганов Гнёздовского археологического комплекса в Смоленской области. Сосуд был разбит в ходе похоронного ритуала, как символ прекращения жизненного пути. После реконструкции оказалось, что это глиняная византийская амфора.
В ее верхней части процарапана надпись на кириллице «горо(у)хща», которая сделана в первой четверти X века и является самым древним свидетельством применения этой азбуки на территории России.
- Гнёздовская корчага является также символом взаимопроникновения культур разных народов - в этих местах в древности пролегал торговый путь «из варяг в греки». Другой торговый путь шел тогда по Волге. Он назывался Великий Волжский путь. Тут можно найти много интересных совпадений. Например, в Гнёздове археологи обнаружили захоронения, связанные с погребальным обрядом древних русов, и подобный ритуал в Волжской Булгарии наблюдал и описал арабский путешественник Ибн Фадлан в Х веке. Таким образом, прослеживаются связи восточно-европейских народов с Поволжьем, - поясняет свою концепцию
Эдуард Кулёмин.
Для биеннале художник создал несколько работ, выполненных методом выжигания по пенополистиролу. Эта техника чем-то напоминает резьбу по дереву, которая была одним из видов творчества наших далеких предков. Источником вдохновения для Кулёмина явились древние рисунки и пиктограммы, обереги и орнаменты, обряды и ритуалы различных этносов.
- В некоторых моих работах присутствуют формы амфоры-корчаги. Разбитый при погребении сосуд - это символ прекращения жизни. Но восстановленный спустя столетия, он приобрел новое значение - хранилища памяти, накопителя информации. Корчага является свое]образным пограничным знаком во времени между доисторическим первобытным периодом и началом письменной истории. В метафизическом смысле разбитый сосуд означает границу между миром живых и миром мертвых, - комментирует свои работы смолянин.
В работе с условным названием «Берегиня» художник использует образ чувашской обрядовой куклы йерех. Йерехом у этого народа называли злого духа, способного насылать на людей болезни. По поверьям, он вселялся в эти человекоподобные фигурки, и они являлись объектом поклонения у чувашей. Основой изображения здесь является остов женского образа йереха, который делали из древесных прутиков. Эта древесная основа фигурок считалась обиталищем духа йереха, так как первоначально местом его обитания считались разные лиственные деревья и кустарники. Головы кукол оборачивали красными тряпочками и крестообразно перевязывали на месте лиц соломенными полосками. Фигурки наряжали в платья и головные уборы. Предполагалось, что выйти из куклы-оберега дух мог через отверстия рта, носа, ушей, глаз. Это и объясняет значение повязок на лицах йерехов и стремление чувашей и других народов вообще не обозначать «на этих лицах ни глаза, ни нос, ни уши». Подобные безликие куклы-обереги существовали и у древних народов смоленских мест.
В своей работе Кулёмин не копирует досконально детали кукольного образа, а всего лишь интерпретирует его, добавляя различные орнаментальные элементы и наполняя сюжет визуальной информацией.
Красный цвет в работах художника тоже не случаен. Испокон веков этот цвет у разных народов служил оберегом, символом огня, жизни и природных сил. «Красный» изначально означало «красивый».
В тему
По 25 ноября в смоленском Историческом музее проходит очередная выставка в рамках проекта «Корчага всякого». В ней участвуют 8 художников: Александр Волков, Алексей Гонтов, Елена Залогина, Татьяна Кондрат, Мелания Малиновская, Любовь Михайлова, Татьяна Новикова, Мария Ужакина.
Проект имеет целью актуализировать аспекты культурных взаимосвязей различных народов в прошлом, настоящем и будущем, акцентировать внимание на архаичных истоках некоторых новых веяний в искусстве, вовлечь объекты культурного наследия в орбиту современного арт-процесса.
Участники проекта по-своему интерпретируют этот многозначительный объект - наполняют его архаичную форму новым метафорическим содержанием, с учетом современных тенденций в искусстве.
Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО.
Фото автора.