Сегодня четверг, 28 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
12 февраля 2023 года   |   smolgazeta.ru   |   Обсудить

«У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната

Сафоновская школа-интернат была построена в 1960 году. Её педагогический коллектив первым в СССР приступил к осуществлению на практике задачи воспитания детей от раннего, преддошкольного, возраста до получения ими среднего образования. Школа была самым крупным учебно-воспитательным учреждением такого типа. В течение десяти первых лет школы-интерната руководил ею незаурядный педагог Александр Ерофеевич Кондратенков. Много лет он сам учительствовал в сельской школе, кропотливо и вдумчиво занимался воспитанием детей и молодёжи. С 1951 по 1956 год работал директором Кобылкинской средней школы Хиславичского района, затем был назначен директором Сафоновской школы-интерната.

Педагогический коллектив данного учебно-воспитательного заведения был представлен заместителями директора по учебной части, по производственному обучению, по дошкольному воспитанию, завучем по иностранным языкам, старшими воспитателями, воспитателями ясельного отделения, детского сада и групп школы, учителями-предметниками, учителями младшей школы.

Что касается коллектива воспитанников, то, согласно отчёту о состоянии учебно-воспитательной работы Сафоновской школы-интерната, который сейчас хранится в музее учреждения, «в школе-интернате воспитывалось 885 детей и подростков, в том числе в яслях и саду – 165 и в школьном отделении – 720 воспитанников. В дошкольном отделении функционировало две группы яслей от 1,5 до 3 лет и пять групп детского сада от 3 до 7 лет. В школьном отделении имелось по одной группе 1–2-х классов, две группы 3-х классов, три группы 4-х классов и по две группы в каждом из 5–11-х классов».

Первый день в школе-интернате

Вот как вспоминает Александр Ерофеевич появление первых дошкольников в школе-интернате в своей книге «Коллектив отвечает за каждого» (здесь и далее приведены цитаты из этого издания 1967 года. – Прим. ред.): «Кажется, всё готово. Расставлена мебель, развешаны картины, тщательно убран двор. Особое внимание обращено на обстановку для малышей. Это, пожалуй, самый ответственный участок. Сюда, в этот новый дом, приедут на днях 160 его будущих обитателей в возрасте от одного до шести лет. С них начнёт свою жизнь Сафоновская школа-интернат. Встреча малышей – дело ответственное. Учителя и воспитатели заранее готовились к этому важному событию. Они побывали в детских садах и яслях города Сафонова, ездили в Смоленск, внимательно присматривались, как работают люди в обжитых, популярных в области детских учреждениях. Вернувшись, горячо обсуждали, как лучше оборудовать спальни, игровые комнаты, зимние веранды, двор, как организовать работу с первого дня. Знакомились и с семьями, из которых должны были поступить воспитанники. Дело общее, работать придётся вместе. Комплексная школа-интернат – это не просто соседство двух или трёх детских учебно-воспитательных учреждений. Это единый организм, и единый педагогический коллектив должен провести здесь ребят через детство, отрочество и юность. Много нужно знать и уметь, чтобы справиться с этой задачей! День приёма первых питомцев был на редкость ярким и солнечным. Стояла ранняя весна, на газонах уже пробивалась первая зелень. Детей встречал весь коллектив работников школы-интерната, и каждый волновался. Малыши вступали в свои владения. После медицинского осмотра они подолгу плескались в ваннах, не спеша одевались, обедали и укладывались на дневной отдых. Мамы не торопились уезжать. Им хотелось подробнее побеседовать с воспитателями, больше рассказать о ребёнке, собственными глазами посмотреть, как он поведёт себя на новом месте: не закапризничает ли, не запросится ли домой. И только поздно вечером сотрудники городка остались одни. Они собрались в кабинете директора, чтобы подвести первые итоги. Как скоро малыши освоятся с новой обстановкой, хорошо ли будут себя чувствовать – всё это беспокоило каждого педагога и сотрудника городка не меньше, чем родителей. До полуночи не уходили из отделения свободные от дежурства медицинские сёстры и воспитатели. Здесь же были и педагоги школы. Собравшись группками в коридорах, методическом кабинете и в комнате заведующей, они тихо, вполголоса, делились впечатлениями, обсуждали первые итоги – успехи и промахи, намечали планы на завтра. Малейший, еле уловимый звук или даже шорох в спальнях настораживал каждого: не проснулся ли кто из малышей, не просит ли попить, удобно ли лежит в кроватке? Некоторые никак не могли удержаться от неодолимого желания ещё и ещё раз убедиться, всё ли благополучно в группе. Набросив халат, они бесшумно подходили к застеклённым дверям спальни и внимательно вглядывались в голубой полумрак ночного освещения…»

Нужно много внимания и заботы

Среди дошкольников Сафоновской школы-интерната были дети разных возрастов: и совсем ещё крошки, и те, кто через несколько месяцев сядет за ученическую парту. В отделении было семь групп, начиная со второй – раннего детства – и кончая подготовительной к школе. В работе каждой из них было много сложных проблем, много трудностей.

Дети, которым пошёл только второй год, были во многом беспомощны. Как отмечал А.Е. Кондратенков, «сутки в жизни такого ребёнка – это пятнадцатичасовой сон, а непродолжительное бодрствование почти сплошь занято переодеванием и умыванием, завтраком, обедом, полдником и ужином. Впрочем, так кажется только на первый взгляд. На деле же малыш – это уже довольно требовательный и очень быстро развивающийся человек. Он стремится как можно больше узнать, всё потрогать, всё посмотреть, а нередко и попробовать на вкус».

Необходимо отметить, что важнейшей заботой всех, кто работал с детьми такого возраста, являлись прежде всего охрана и укрепление их здоровья, создание таких условий, которые бы вызывали в детях бодрое, жизнерадостное настроение и активность. По мнению Александра Ерофеевича, «ограничиваться этим нельзя. Ребёнок в этом возрасте уже пробует свои силы, старается много ходить, стремится сам преодолевать те или иные препятствия, начинает бегать, учится бросать мяч. У малышей формируются первичные навыки самообслуживания, они учатся одеваться и есть, усваивают правила поведения в коллективе (тихо сидеть за столом, подчиняться требованиям взрослых, выполнять их поручения, не отнимать игрушек друг у друга). Дети не могут ещё долго играть вместе, но их контакты непрерывно расширяются, становятся более разнообразными, они подражают друг другу в игре, стремятся оказать помощь товарищу. Быстро развиваются у малышей зрительное и слуховое восприятие, формируются элементарные представления о предметах и их свойствах, идёт интенсивное накопление словарного запаса (от десяти слов у годовалого ребёнка до трёхсот у двухлетнего). К концу второго года они при выражении своих мыслей начинают пользоваться уже связными фразами, речь их становится основным средством общения со взрослыми, а речь воспитателя – средством регулирования поведения детей».

Таков, в общих чертах, воспитанник младшей группы. Также, с точки зрения А.Е. Кондратенкова, «нужно много внимания, заботы, педагогического такта, чтобы развивать жизненные силы малыша, направлять его развитие». Коллектив педагогов и медицинских работников школы-интерната, приступая к выполнению своих сложных обязанностей, внимательно изучал методическую литературу по вопросам преддошкольного и дошкольного воспитания. Заблаговременно был тщательно разработан и обсуждён план работы отделения на первый год, спланирована работа в группах по кварталам и полугодиям, продуман режим дня. Директор и педагогический коллектив школы-интерната всемерно использовали опыт работы детских садов и яслей района и области, но в то же время каждый педагог понимал, что школа имеет свои особенности, она располагает большими возможностями.

Фото: © предоставлено авторами

Преемственность и последовательность

Подчеркнём, что главными особенностями Сафоновской комплексной школы-интерната являлись общность целей и единство требований к детям у всех педагогов, занятых делом воспитания в дошкольном и школьном отделениях, возможность повседневного контакта их воспитанников.

Объединение яслей, сада и школы в одно целое обеспечивало непрерывность воспитательного воздействия на личность ребёнка в течение 15–18 лет, преемственность и последовательность воспитания детей на разных возрастных ступенях. При этом работа во всех звеньях комплекса организовывалась и направлялась единым педагогическим коллективом.

Необходимо отметить, что воспитатели, учителя, врачи, медицинские сёстры яслей, сада и школы являлись членами педагогического совета и уже в силу этого не могли не участвовать в обсуждении вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате в целом. Коллективный анализ состояния работы с детьми во всех отделениях, в том числе с детьми каждой возрастной группы, сближал сотрудников, воспитывал в них чувство ответственности, помогал найти наиболее целесообразные формы и методы практического решения задач преемственности в воспитании.

По воспоминаниям А.Е. Кондратенкова, «обсуждая первый план работы школы-интерната, мы видели, что общность задач педагогов дошкольного и школьного отделений позволяет целенаправленно организовать методическую работу. В условиях же, когда сад и школа не объединены в одно целое, методическая работа в каждом из них обычно не свободна от влияния обособленности и даже противоречий, так как связь между двумя коллективами педагогов не всегда носит характер тесного и целеустремлённого сотрудничества. В комплексной школе-интернате это исключено. Воспитатель детского сада может ежедневно наблюдать, как учится и ведёт себя его бывший питомец; весь педагогический коллектив комплекса отвечает за успех каждого воспитанника. Здесь налицо все условия для самого тесного сотрудничества педагогов школы и дошкольного отделения. При этом исходным началом их совместной работы является конкретный ребёнок, хорошо известный и тем, и другим».

Заглядывая несколько вперёд, одна из воспитательниц отделения ясли-сад В.Д. Юсова говорила на педагогическом совете накануне открытия городка: «Мои воспитанники только через два года переступят порог первого класса. Очень хотелось бы чаще встречаться с их будущей учительницей. Как это полезно – заранее всё продумать и учесть. У нас, дошкольных работников, не может быть большей радости, чем видеть, что наши питомцы отлично учатся в школе, что они трудолюбивы и любознательны. Нужно обеспечить постоянную и самую тесную связь учителей и воспитателей по всем вопросам методической работы...»

Так уже в первые дни жизни городка стало складываться сотрудничество педагогов. Обстановка подсказала необходимость создания методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольного отделения. Это объединение организовывало взаимопосещения занятий в саду и школе, анализировало наблюдения за развитием детей, разрабатывало меры по наиболее успешной подготовке воспитанников для перехода из группы в группу и в первый класс школы. Уже через год работы члены методического объединения определили необходимый минимум знаний, умений и навыков, который должен получить старший дошкольник до поступления в школу.

На заседаниях методического объединения ставились вопросы, связанные с задачами улучшения работы в той или иной группе детского сада, в том или ином начальном классе. А в последующие годы объединение уже решало такие задачи: «Состояние работы по эстетическому воспитанию детей во второй младшей группе», «Развитие творческого воображения у ребят среднего дошкольного возраста», «Развитие у детей ориентировки как средства подготовки их к школе», «Составление детьми задач в старшей группе детского сада и в I классе», «Значение экскурсий в расширении кругозора воспитанников детского сада», «Труд и психофизическое развитие детей», «Развитие математического мышления у дошкольников и учащихся I класса».

Единство всех звеньев

Естественно, учителей школы интересовало прежде всего, как подготовлены ребята дошкольного отделения к переходу в первый класс. Поэтому этим вопросам посвящались специальные конференции, проводимые два раза в год с участием всех педагогов и медицинских работников. На первой такой конференции (конец сентября – начало октября) обсуждался доклад учителей первого класса о результатах наблюдений за детьми в первые дни их пребывания в школе. На второй (конец мая) – сообщение руководителя методического объединения о состоянии воспитательной работы со старшими дошкольниками.

Методическое сотрудничество воспитателей и учителей всех отделений комплекса осуществлялось и в таких формах, как совместная разработка планов очередных занятий в группе и классе, беседы-консультации, обсуждение открытых занятий, общественный контроль за тем, как внедряется в практику передовой педагогический опыт.

Общешкольное методическое объединение помогало целенаправленно организовывать учебно-воспитательный процесс в целом, подсказывало пути повышения его эффективности. Специфические вопросы работы в дошкольных группах и в начальных классах обсуждались раздельно в двух секциях объединения.

Таким образом, единство всех звеньев комплекса позволяло полнее использовать знания и опыт каждого педагога школы в работе по развитию способностей воспитанников детского сада и в подготовке их к школе. Учителей, к которым со временем приходил дошкольник, не мог не интересовать вопрос о том, какие склонности он проявляет, не нужна ли помощь в развитии его способностей и дарований. Ведь Сафоновская комплексная школа-интернат создавалась как учебно-воспитательное учреждение, которое призвано было дать каждому ребёнку и подростку всестороннее развитие, а чем раньше и полнее проводилась работа с детьми в этом направлении, тем вероятнее был успех.

Отметим также и то, что учителя школы были постоянными посетителями дошкольного отделения, и каждый из них находил здесь для себя много интересной работы. Так, «учитель математики В.Д. Козлов обратил внимание на то, что воспитанник детского сада Боря Иванов хорошо строит здания разнообразных конструкций. С мальчиком стали проводить дополнительные занятия по развитию пространственного представления. Литератор Л.П. Столяров создал в детском саду группу любителей декламировать стихи. Преподаватель музыки и пения А.Н. Лупенков помогает в проведении занятий с солистами».

Продолжение следует.

Елена КОЖЕМЯКИНА, Николай СЕНЧЕНКОВ

 

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
Архив

12 февраля 2023

Инспекторы ГИМС проверили смоленских рыбаков  258

Безработная смолянка может получить срок за кражу детского велосипеда  117

В Сафоновском районе у фуры на ходу загорелось колесо  250

Банный день в Смоленском районе чуть не обернулся трагедией  264

В Минобороны РФ рассказали о нанесении поражения 78 подразделениям артиллерии ВСУ  131

К 1 сентября в смоленских селах планируют завершить ремонт колодцев  406

Как изменились цены на продукты в Смоленской области  340

Многие смоляне не собираются отмечать День Святого Валентина  281

Игорь Ляхов обещал помочь смоленской учительнице привести в порядок квартиру после пожара  471

Под Смоленском трассы обрабатывали против гололеда 48 единиц спецтехники  176

В Смоленске начнут проверять маршрутки  410

Смолянам предлагают высказать свое мнение о развитии городского транспорта  422

48 единиц техники задействовали на Смоленщине для обеспечения бесперебойного проезда на федеральных трассах  208

Мошенник обманул смолянку на 230 тысяч рублей  313

Водитель маршрутки отказался везти ребенка с неработающей картой  1056

В Смоленске выявили случай заражения корью у взрослого  702

В Смоленской области разыскивается 53-летний мужчина  1314

В Смоленске из подъезда украли детский велосипед стоимостью около 3000 рублей  197

В понедельник потеплеет  104

Снег и порывистый ветер ожидаются в Смоленской области 13 февраля  142

Из-за сильного ветра на Смоленщине действует "желтый" уровень погодной опасности  112

• «У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната  693

Александр Бастрыкин поручил доложить о результатах доследственной проверки по факту коммунальной аварии в Смоленске  219

Ночью - до -14`C, днем - до +3`C. Какая погода ждет смолян в начале недели  120

В Смоленской области один человек за сутки скончался от коронавируса  261

Смоляне увидят на телеэкранах сериал «Шаляпин»  434

Смоленские коммунальщики израсходовали более 600 тонн реагентов по борьбе с гололедом на федеральных трассах  92

Смоленские огнеборцы за сутки потушили две бани  200

Дачный дом, надворные постройки и гараж горели в Демидовском районе  185

Смоленский "Сальвар" объявил поиски мужчины из Ельни  170

Смолянам вернули отопление после аварии только ночью  185

Глава Следственного комитета РФ потребовал доложить об итогах проверки по коммунальной аварии в Смоленске  186

В Смоленской области жестко столкнулись два автомобиля  199

Неравнодушные смоляне помогли водителю фуры потушить машину до приезда пожарных  177

В ЛНР заявили, что силы России успешно продвигаются под Кременной  64

В субботу трассы в Смоленской области обрабатывали против гололеда 48 единиц спецтехники  51

Вечером в субботу в райцентре в Смоленской области полыхала баня  146

В Ершичах участнику СВО Виктору Кибенко вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени  158

Жители Смоленска могут высказать своё мнение о развитии городского транспорта  247

Налоговая рассказала смолянам о льготах по транспортному налогу для ветеранов и семей с ребенком-инвалидом  183



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)