Сегодня среда, 24 апреля 2024 года.

Пример: 13
13 мая 2023 года   |   www.rabochy-put.ru   |   Обсудить

"Вызов" в Смоленске: МКС на скаку остановит!

20 апреля в российский прокат вышел «Вызов» Клима Шипенко первый и пока единственный на Земном шаре фильм, снятый в космосе. С гордостью подчеркну: авторство беспрецедентной космической драмы принадлежит россиянам. Нам удалось вывести большое кино на орбиту!

«Вызов» возвращает отечественному кинематографу утраченные за годы голливудского засилья позиции и задает новую планку для отечественного кино. Время первых возвращается!

Ясно одно: «Вызов» наверняка будет признан одним из лучших фильмов XXI века, а Юлия Пересильд навсегда останется первой актрисой, участвовавшей в съемках на МКС.

Космос не для женщин?

«Пока я жив, ни одна женщина в космос больше не полетит!» - эти слова конструктор Сергей Королев произнес в 1963 году после возвращения с орбиты Валентины Терешковой.

При жизни Королева женщины действительно больше в космос не летали, и на то были серьезные основания. Очевидцы утверждали, что фразу Сергея Павловича изрядно «причесали» и сгладили, вырезав нецензурную лексику: слишком много недопустимых, с точки зрения космического первопроходца, «косяков» совершила переволновавшаяся на орбите первая в мире женщина космонавт.

Полет «Чайки» - Терешковой на корабле-спутнике «Восток-6», стартовавшем 16 июня 1963 года с космодрома Байконур, был первым и единственным.

С тех пор много воды утекло, и выход в космос, который все-таки в числе первых землянок покорила простая советская ткачиха из Ярославля, давно уже перестал быть прерогативой мужчин.

Однако еще ни одной актрисе не посчастливилось сниматься в кино в условиях невесомости на Международной космической станции.

Клим Шипенко («Салют 7», «Холоп», «Текст») взял курс на невероятно актуальный сегодня феминистический вызов, уже приобретающий форму стереотипа: женщина не только равна мужчине, но и способна превзойти его по многим показателям. Быть стократ лучше в различных сферах бытия, и на собственном примере суметь это доказать.

По некой иронии судьбы блондинка (а мы-то знаем, насколько скептически относятся представители сильного пола к обладательницам светлых волос!) торакальный хирург Евгения отправляется на МКС спасать человеческую жизнь. Жизнь Героя России. Мужчины!

В открытом космосе произошла нештатная ситуация: после столкновения с обломками спутника один из членов экипажа получил травму. У космонавта закрытый напряженный пневмоторакс. Отказало легкое, и при спуске он, скорее всего, погибнет. Летальный риск составляет 80 процентов. Необходима срочная операция!

На Земле подобное хирургическое вмешательство является стандартной процедурой (статус «средняя степень сложности»). Но это в реанимационном блоке Боткинской больницы, в которой работает Женя. В условиях отсутствия гравитации операция на закрытом пневмотораксе приобретает характер рискованного фантастического эксперимента.

Отправить на МКС полноценную бригаду хирургов-реаниматологов (плюс анестезиолог и медсестры) и речи быть не может. Как и нет речи о том, что на орбитальную станцию полетит неподготовленная женщина врач, которой предстоит отнюдь не «аттракционная» миссия космической туристки, а выполнение операции в невесомости, никем доселе не практиковавшейся. И результат ее неизвестен.

Семь хирургов, отобранных главврачом для выполнения сложного задания, постепенно выбраковываются. После прохождения центрифуги остается молодая женщина, в задачу которой входило всего лишь подготовить коллегу к операции на орбите. Потому что именно он решил, что она «крутая». Евгения способна на нестандартные решения, действуя не по инструкции. Так оно и будет. Героиня «Вызова» не подчинится приказам ЦУПа и в полевых (космических) условиях сделает выбор в пользу врачебной этики.

Впрочем, здесь есть еще и глубоко личностный мотив: коллега Жени (Милош Бикович) давно и безнадежно влюблен в нее. Он полностью отдает себе отчет: проведение новаторского хирургического вмешательства для Евгении означает выход на новый качественный уровень и открывает перед ней поистине звездные перспективы. Если конечно, женщина справится с поставленной задачей.

«Почему у космонавтов одни девчонки рождаются? - Может, потому, что девчонки - это круто»

В общем и целом, после просмотра фильма Шипенко складывается полное впечатление: женщины рулят. К тому же, как минимум треть фильма (и немалая!) представляет собой нетипично героическую мелодраму.

Хоть и профессия у Жени мужская, а рука твердая, однако живет она в «женской» семье, состоящей из трех поколений представительниц прекрасного пола: дочь Евгении, она сама собственной персоной и ее мать (Елена Валюшкина).

Мама хирурга забавная молодящаяся «бабуля», которая любит поболтать по телефону и увлекается методиками продления жизни. Поскольку Женя всячески скрывает от мамы свою секретную миссию (говорит, что летит в Иркутск оперировать водолазов), мать загружает и без того пребывающего в напряжении медика просьбами привезти ей пять банок икры омуля «от всех болезней». Вот и названивает дочке, как в «Пятом элементе» Люка Бессона, в самый неподходящий момент.

Дочка Жени сущая оторва - эмансипе, готовая выбить глаз дочке прокурора (Александр Самойленко) глаз в драке за парня и сесть на скамью подсудимых в качестве фигуранта уголовного дела. Ну а сама «орбитальная» Евгения серединка на половинку. Десять лет как уже печалится по погибшему в жестком ДТП мужу, о чем Шипенко напоминает зрителю навязчивыми флэшбеками, и к новой любви не готова. Кстати, эти флэшбеки излишни: можно было ограничиться включением лишь одного эпизода катастрофы для объяснения довольно странного поведения главной героини. Волоокий Бикович с трехдневной щетиной просто красавчик!

Личная жизнь трех женщин сложится успешно: мамой Жени заинтересуется прокурор, захотевший привлечь к уголовной ответственности ее внучку. Хоть и не летчик (прокурорская форма сбила с панталыка «бабу-ягодку»), а придет к ней с цветами уже не извиняться за угрозы, а по любви!

Дочка Евгении представит пред ясные очи героини «Вызова» своего парня, ради которого она готова в горящую избу войти. Ну и сама Женя не промах.

И здесь появляется весьма интересная метафора (нужно отдать должное мастерству Шипенко).

Героиня, кажущаяся такой беззащитной и хрупкой, не только успешно прооперирует космонавта (хрестоматийное «ружье» непременно выстрелит в решающий момент женщине - хирургу поможет совет влюбленного в нее мужчины), но и совершит своего рода хирургический акт ампутации не дающего двигаться вперед чувства к погибшему мужу. Евгения выйдет в открытый космос и выбросит в космическую бесконечность сережки, которые были на ней в том черно-белом ДТП, перечеркнувшем жизнь надвое.

Экстирпация прошлого завершена. Безграничная Вселенная помогла героине Юлии Пересильд сделать правильный выбор и осознать: жизнь продолжается, не нужно бояться открыться новому.

Полет русской валькирии

С героической мелодрамой «про женщин» разобрались. Совершенно понятно, что космический «Вызов» брошен не только мировому сообществу, но и миру мужчин, которые вынуждены считаться с матриархальным первенством женщин в XXI веке.

Теперь о достоинствах картины. Несмотря на внушительный хронометраж, фильм снят крепкой режиссерской рукой динамично, остро, без проходных эпизодов. Единственный минус - юмор, который так и хочется исключить (в частности, сексистский выпад начальника полетов: «Хорошо привязанная девушка в ласках не нуждается»).

Эффект присутствия создан благодаря абсолютно искренним эмоциям актрисы, которая сумела пройти жесткий отбор и вышла на орбиту. Невероятно впечатляют завораживающие, яркие планы космоса и зарисовки быта космонавтов. Низкий поклон оператору и Юлии Пересильд, совершившей личный подвиг (благодаря своему уникальному вестибулярному аппарату, который помог ей пройти кресло Барани и центрифугу). Она работает над ролью невероятно искренне ее серьезные глаза, взятые крупным планам, передают широчайшую гамму чувств, от тревоги и искреннего испуга до восторга и гордости за российскую медицину. Пересильд - символ идеальной русской женщины, которая коня на скаку остановит.

Валькирия, проплывающая по отсекам МКС, которая стала символом новейшего российского кинематографа. И вместе с Климом Шипенко подарила зрителю поистине магические кадры, совершая лихие курбеты в невесомости и танцуя в зеленом платье, отмечая свой триумф торакальной Золушки, чье имя в один миг стало известно всему земному шару.

Органично и очень естественно смотрятся в кадре и настоящие космонавты - командир корабля Антон Шкаплеров, Олег Новицкий (раненный) и Петр Дубров. Даже не верится, что они непрофессиональные актеры!

Пятая колонна не дремлет

Удивляет другое: цунами негативных отзывов в сети, обрушившихся на «Вызов» и Юлию Пересильд, которую склоняют по всем статьям и даже умудрились порыться в грязном белье, педалируя на пикантных эпизодах ее личной жизни.

Пятая колонна не дремлет, объявив информационную войну русскому «Вызову».

«Кино - махровый колхоз, от которого порой хочется закурить вместе с Машковым. Ну и обилие рекламы окончательно выкупает этот пафосный китч как бездушный продукт, засевший на симпатичном концепте».

Злопыхатели брызжут ядовитой слюной:

«Вызов» - очень средний и очень переоцененный эпос с выставки народного хозяйства. Политическая конъюнктура продвинет фильм до небывалых высот и ему заочно вручат все «Оскары». В реальности кино Шипенко далеко от образцов жанра. Глобально «Вызов» проигрывает даже снятым относительно давно «Марсианину» и «Интерстеллару» в вопросах изображения космоса».

«Я не против, что миллиард на производство был потрачен не народных денег, а из рекламных. Потому что непонятно, на что он ушел. Ну, крутятся центрифуги. Полфильма беседы ведутся. Пяток вертолетов пролетело. Куда ушел миллиард?»

Собаки лают, а караван идет. Несмотря на бессильную ярость врагов,«Вызов» стал флагманом эпохи, который пробуждает патриотические чувства, вызывает гордость за своих, побеждающих в соревновании со всем миром.

И если Юлии Пересильд действительно присвоят звание Героя России или дадут Орден мужества только за то, что она стала пятой русской женщиной, которая побывала на орбитальной станции, буду только рада!

Фото: kinopoisk.ru