«Ожерелье России» глазами смоленских художников
В Доме художника открылась областная выставка «Ожерелье России», посвящённая юбилею возведения Смоленской крепостной стены. В экспозиции представлено около сотни произведений 54 авторов, выполненных в разных техниках. В основном это живопись и графика, но есть несколько скульптур и работ декоративно-прикладного творчества…
Крепость-символ
В 1602 году строительство Смоленской крепостной стены, начатое шестью годами ранее, было завершено. Логичным финалом стало её освящение и установка в нише над Днепровскими воротами иконы Смоленской Божией Матери – подарка Бориса Годунова. И город получил не только надёжное оборонительное укрепление, но и великолепный архитектурный объект, который, по словам всё того же Бориса Годунова, стал «ожерельем всея Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».
С тех пор прошло более четырёх столетий. Крепость давно стала украшением и символом Смоленска. Даже утратив свои изначальные фортификационные функции, она осталась грандиозным памятником истории и архитектуры, гармонично вписанным в местный ландшафт. Что в очередной раз подтвердила и открывшаяся в Доме художника выставка «Ожерелье России».
– То, что Смоленская крепость – уникальный памятник истории и архитектуры, знают все, – замечает директор государственного музея «Смоленская крепость» Сергей ПИЛЯК. – Но сейчас самое время сказать о том, что Смоленская крепость – символ России. Самой большой стране на планете подобает самая крупная кирпичная крепость в мире. В том числе и по сохранности: несмотря на все раны, которые нанесли ей войны и время, она так и остаётся непревзойдённой. И наша общая задача – творчески рассказывать об этом широкой аудитории. Поэтому нам очень важно такое содружество с художниками, которые своими работами укрепляют понимание Смоленской крепости как уникального произведения архитектуры, военной истории и истории нашего государства и государственности.
История у каждого художника получилась своя. Одних вдохновили героические страницы истории, других трагические, а третьи просто залюбовались красотой городских пейзажей с крепостью в главной роли.
Фото: © Елена БЕЛЫХ
Свой взгляд
При всей кажущейся простоте выбранной темы работать над ней многим оказалось довольно сложно. Необходимо было найти оригинальный ход, необычный ракурс, чтобы и зритель вслед за автором мог увидеть новые грани ставших привычными башен и стен.
– Тема действительно сложная, – признаётся Александр ЗОРИН. – Просто мы настолько привыкли видеть нашу крепость постоянно, что уже нет таких ярких впечатлений, как у приезжих. Но я всё равно попытался вновь пропустить эту историю через себя и восхититься величием объекта. Долго искал, как показать его в динамике, в масштабе. Вначале, как обычно, писал этюд с натуры с Соборного холма, а потом уже с него делал эту работу в мастерской. Получилось немного стилизованно.
В работе Александра Зорина «На семи холмах» крепость величественна и неприступна. И при этом завораживающе красива. Её башни – как логичное завершение этих самых смоленских холмов, а стены струятся меж ними парчой дорогих нарядов. Не просто город-страж, а некое мифическое существо, грациозно отдыхающее после тяжёлого боя.
А вот Александр КОМАРОВ выбрал для своей работы «Мор» одну из самых трагических страниц истории крепости.
– К сожалению, в истории нашего города и крепости было много потрясений, – говорит художник. – И не только войн, но и эпидемий, пожаров, голода. И об этих событиях тоже не стоит забывать, поскольку в них участвовали наши далёкие предки и, можно сказать, они в нашей крови. Я просто проиллюстрировал небольшой исторический факт: похороны во время эпидемии. Здесь всё приблизительно, без конкретизации лиц, но общее настроение, по-моему, угадывается.
Нашла свое отражение и вечная тема «Города над рекой». Одна из таких работ – карандашный рисунок Виктора КЛИМОВА из Десногорска:
– Я выбрал довольно старый сюжет: стена и Днепр. Как две доминанты, на которых держится город. И кажется, что обе были всегда: стена, взметнувшаяся вверх, и река, текущая у её подножия.
Смоленская крепость в работах художников – как капризная барышня, многолика и переменчива. И, несмотря на солидный возраст, по-прежнему прекрасна. В ярком зареве осенней листвы и сквозь лёгкий ажур едва проклюнувшейся по весне зелени. Неприступная во время сражений и открытая до каждого потаённого уголка в мирные дни. Одинаково гармонично вписывающаяся в контекст парковых ландшафтов и городских высоток…
Вход на выставку «Ожерелье России» в Доме художника свободный.
Личное мнение
Алёна ДРОЗДОВА, художник:
– На мой взгляд, на редкость удачная выставка. Очень здорово, что разные жанры, разные взгляды на одну и ту же тему. И замечательно, что здесь в том числе представлены работы и уже ушедших авторов.
Я вообще очень люблю выставки, объединённые общей темой. А тут речь идёт, пожалуй, о самом знаменитом нашем объекте. Это то, что сразу бросается в глаза при подъезде к Смоленску, отчего многие приходят в восторг. Стена видна с разных точек и разных сторон, и всякий раз это совершенно новые виды.
Для нас это ещё и очень трепетная тема, если вспомнить историю возведения крепости и то, сколько раз она останавливала врагов, рвавшихся к сердцу России. Сейчас это вновь звучит особенно актуально и символично.
Виктор КЛИМОВ, художник:
– Безусловно, выставка замечательная. И что мне особенно нравится – много молодых художников. У них свой взгляд, свои сюжеты, отличные от работ старшего поколения. Мы ведь когда-то смотрели совсем на другой город. И нам, наверное, было легче, поскольку ещё не было столько новых объектов, которые выросли рядом со стеной буквально в последние годы.
Сергей ПИЛЯК, директор государственного музея «Смоленская крепость»:
– Потрясающие работы! Действительно произведения высокого искусства: яркие, глубокие – такие, как сама Смоленская крепость. Смолянам не надо объяснять, насколько феноменально это творение человеческого гения – они и так об этом знают. Наша задача – рассказать об этом всем остальным, и один из вариантов достижения этого – как раз создание произведений искусства.
Смоленская крепость сейчас звучит ярко, громко и зримо. Только за последние недели мы представили её в Словении, открыли выставку в Париже. И буквально на днях говорили с нашими коллегами из регионов России и Беларуси о совместных проектах. Ведь для многих людей наша крепость действительно является символом России. Поскольку в ней всё созвучно с нашей страной: масштаб, величие, красота, непростая история…
Справка «СГ»
15 декабря 1595 года царь Фёдор Иоаннович издал указ, повелевающий «делати государеву вотчину город Смоленск каменной». И уже в следующем году началось строительство самого мощного фортификационного сооружения в Европе XVII века.
Закладка крепости проходила торжественно, при большом стечении народа. Причём первый камень в основание будущей постройки заложил сам Борис Годунов, руководивший проектом.
Строительство было поручено выдающемуся русскому зодчему Фёдору Савельевичу Коню – автору Белого города в Москве. Используя классические приёмы, применявшиеся при возведении Московского кремля, мастер внёс и много нового. Так, Смоленская крепость получилась гораздо выше, поскольку в ней решено было сделать трёхъярусную систему боя.
Материалы готовили и собирали всем миром. Причём на время возведения Смоленской крепости всем жителям Московии было строжайше запрещено вести любое каменное строительство. В итоге грандиозное сооружение было практически готово уже через четыре года, хотя ещё два года ушло на мелкие работы.
В 1602 году крепость освятили. И это открыло новые страницы её истории и стало основной темой областной выставки «Ожерелье России».
Ольга Суркова