Таможенный эксперимент в Смоленской области

Смоленская область стала одной из первых участниц эксперимента по маркировке алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию. Суть «пилота» - сосредоточить нанесение марок внутри страны, а не за рубежом, как это было ранее. Площадкой проекта у нас стал терминал «Никольский», который находится в регионе деятельности Заднепровского таможенного поста и расположен недалеко от трассы М-1. Корреспонденту «РП» удалось проследить за всеми этапами маркировки, и узнать, что происходит с продуктами и напитками прежде, чем они попадают на столы россиян.
География проекта довольно обширна: Калининградская, Ленинградская, Московская области, Краснодарский край, Санкт-Петербург и, конечно, Смоленщина. Участие в эксперименте дело сугубо добровольное. Импортеры, владельцы таможенных складов и складов временного хранения оставляли заявки по желанию. Изначально планировалось провести эксперимент за два года, с 2021-го по 2023-й, но его продлили до конца мая 2024-го. Все это делается для того, чтобы необходимость в маркировке горячительных напитков за границей совсем отпала, а вместе с тем был усилен контроль над качеством ввозимых товаров и созданы новые рабочие места.
В Смоленской области такая задача легла на плечи терминала «Никольский». 11,5 тысячи квадратных метров профильной недвижимости и 51 тысяча квадратных метров специализированных стоянок для грузовых авто все это территория эксперимента. Именно сюда попадают фуры, которые доставляют импортную продукцию на территорию России. На въезде в «Никольский» все грузовые авто проходят через систему «Янтарь», которая определяет уровень радиационного фона в транспортном средстве. Если дозиметрический контроль не будет пройден, то машину отправляют на так называемую «янтарную площадку». Здесь авто огораживают столбиками со знаками радиационной опасности. Об этом моментально сообщается на Заднепровский таможенный пост, и авто переходит в руки инспектора, который проводит свою проверку в соответствии с нормативными документами.
«После того, как фура прибывает в зону таможенного контроля, водитель в течение трех часов после размещения транспортного средства обязан представить необходимые документы на таможенный пост. Там в течение часа эти документы регистрируют и, как можно скорее, но не дольше 4 часов, завершают процедуру транзита, если по бумагам все хорошо и не сработали какие-либо риски (например, не прошел «Янтарь», оборван трос, либо утеряно средство идентификации). Далее товарная партия готова для подачи таможенной декларации в Центр электронного декларирования», объясняет начальник Заднепровского таможенного поста Дмитрий Васюков.
Сегодня через терминал проходит до 60 машин в сутки, но раньше, когда транспортные потоки были больше, это число достигало 200. Каждый день выпускается от 50 до 100 деклараций.
«К настоящему времени на таможенном складе терминала «Никольский» обработано и выпущено чуть менее 3 тысяч товарных партий. Каждый год этот продукт вырастает в среднем в три раза. Кстати, среднее время выпуска декларации - менее 4 часов. Мы ожидаем перехода Центров электронного декларирования и постов фактического контроля на круглосуточный режим работы. Это поможет внешней экономике страны и сервисному бизнесу в области ВЭД стать еще более эффективными и клиентоцентричными», - отмечает генеральный директор терминала «Никольский» Екатерина Картошкина.
После растаможки фура подъезжает к складским докам, где вскрывают отсек с товаром и выгружают его на таможенный склад для последующей маркировки. На наших глазах снимают уникальную, как отпечатки пальцев, пломбу и открывают двери грузового фургона, доверху заполненного коробками с ирландским виски. Перед тем, как отправить алкогольную продукцию маркировщикам, документы на каждую бутылку проверяют и взвешивают товар. Если проблем нет, крепкие напитки отправляются в отдельный цех, где сотрудники вручную приклеивают специальные федеральные марки с двухмерным штрихкодом, гарантирующие легальность ввозимой продукции. Сотрудники маркируют до 100 единиц в смену.
Все остальные товары - одежда обувь, продукты питания и гигиены, косметика, парфюмерия, шины и пиво (вскоре к товарным категориям добавятся еще и БАДы) маркируют в другом зале. Сотрудники склада облачены в одинаковую черно-синюю форму. Те, кто работает с продуктами питания, обязательно должны быть в шапочках. По правилам никакие личные вещи и телефоны маркировщиков не должны попадать в «красную зону» (гаджеты дожидаются своих хозяев на отдельном столе). Кстати, не все марки наносятся вручную. Тут же, на большой площади, расположился уголок с автоматизированными рабочими местами. За красными столами с компьютерами и принтерами маркируют одежду и обувь.
И напоследок нам посчастливилось заглянуть в «мозг» таможенно-логистического комплекса. На территории терминала расположена собственная типография, которая печатает федеральные марки, а также контрэтикетки и русскоязычные наклейки на товар. 90 процентов этих этикеток используют в «Никольском». Как нам объяснили, склад это серьезное IT-решение и мозговой центр, который требует осознанности технологий. Отдел оборудован принтерами и специальными резчиками, а также сейфами, где в специальных условиях хранятся марки. На столах сотрудников - по два монитора. Эти специалисты, прежде всего, - представители IT-команды, которые вдобавок выполняют функцию по печати.
«Мы используем термотрансферные принтеры, печатаем на полуглянцевой бумаге. Этот материал более надежный и не подвержен стиранию, поэтому качество печати гораздо лучше, чем на обычных принтерах. Федеральные специальные марки уникальны, нам их присылает клиент, и их невозможно подделать. На каждую бутылку клеится своя марка», - рассказал технический специалист отдела печати Вячеслав Момот.
СКАЗАНО
Дмитрий Груздев, руководитель проекта по маркировке на территории терминала «Никольский»:
«Наш таможенный представитель входит в десятку крупнейших в России. Во все это мы инвестировали уже 600 млн рублей и не планируем останавливаться. Штат сотрудников составляет более 200 человек с возможностью расширения. Планируем в ближайшее время увеличить его до 500. У нас много открытых вакансий. Мы приглашаем к нам на работу маркировщиков, стикеровщиков и людей, которые хотели бы развиваться в области ВЭД.
Безусловно, вся маркировка проходит под таможенной процедурой и таможенным контролем. Поэтому наше взаимодействие неизбежно. Близость Заднепровского таможенного поста это максимально удобно. Операции при участии таможенного органа проходят очень быстро и в соответствии с кодексом.
Что касается эксперимента, то это наше добровольное желание. После выхода постановления Правительства, мы решили включиться в эксперимент, потому что располагали собственной инфраструктурой. Для этого нам только не хватало лицензии от Росалкогольрегулирования, которая была успешно получена в прошлом году. Планируется расширение алкогольной лицензии и покрытие всей площади нашего логистического центра».
ЦИФРА
Маркирование изделий производится на таможенных складах в регионе деятельности Заднепровского, Лонницкого, Кимрского, Ржевского, Стабнинского, и Тверского таможенных постов. В первом полугодии 2023 года там промаркировано 1,6 млн бутылок алкогольной продукции общим весом 2,4 тыс. тонн; 840 тыс. пар обуви общим весом 765 тонн; 394 тыс. единиц товаров легкой промышленности общим весом 300 тонн; 6,5 тыс. шин и покрышек общим весом 89 тонн; 1,5 тыс. настольных светильников общим весом 11 тонн.
Фото автора.