В Смоленске подвели итоги инклюзивного конкурса «Проектор»
Проекты, интересные для науки и человечные по своей сути. В Смоленске подвели итоги уникального исследовательского конкурса. "Проектор" - это инклюзивная площадка, где дети с ограниченными возможностями подготавливают настоящие научные работы. Уже завершился второй сезон. Какие проекты удивили экспертов больше всего? -
"Ваши работы. И они были очень необычными, очень человечными". -
Каждое выступление спикера дублируется сурдопереводом, развлекательный квест - тоже. Ведь большинство сегодняшних гостей практически или полностью не слышат. Это церемония подведения итогов и награждения авторов лучших исследований в рамках "Проектора". Это конкурсная площадка для детей с инвалидностью со всей Смоленщины, где они могли проявить себя как начинающие ученые. Его авторами стали преподаватели Центра для детей с особыми образовательными потребностями Анастасия Трифонова и Ирина Лавринова, которые реализовали в регионе уже несколько инклюзивных проектов, которые помогают детям социализироваться, показать таланты и способности несмотря на заболевания и даже тяжелую инвалидность. И вот уже финишировал второй сезон. В рамках "Проектора" с участниками работают не только их учителя, но и наставники. Для них записывали обучающие видеоуроки. -
Ирина Лавринова, соорганизатор конкурса "Проектор":
"Для меня было новым то, что в этом году я стала лектором в направлении "социальное проектирование", и мною было подготовлено, записано пять лекций, мини-видеолекций по основным направлениям социального проектирования: как довести проект к идее и до результата". -
Всего во втором сезоне "Проектора" приняли участие 37 человек, было прислано 27 работ, как индивидуальных, так и коллективных. И, как всегда, они затрагивали самые разные темы: естественные, точные науки, филология или же общественно значимые.
Владимир Михайловский заканчивает 11-й класс для слабослышащих, при этом солист ансамбля жестового пения и активист по жизни. А еще - победитель прошлогоднего "Проектора". Тогда он скрупулезно изучал происхождение фамилий. Однако он серьезно увлечен кино, даже пробовал снимать собственную короткометражку. Поэтому нынешний проект посвятил изучению влияния современного кинематографа на молодежь и завоевал второе место в своей номинации. Эксперты говорят, что его исследование претендует на университетскую курсовую. -
"Чаще кино воспринимается, как развлечение, приятный досуг. А может ли кино чему-то научить? Какой будет урок?" - -
Владимир Михайловский, ученик 11-го класса Центра образования для детей с ООП г. Смоленск:
"Я решил сначала в теоретической части прийти к истории, то есть изучить, как мы вот от черно-белого кино до звукового, цифрового кино. И также, как пришло к жанровому разнообразию". - -
Анастасия Трифонова, организатор "Проектора":
"Участницы из Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска анализировали этикетные слова в речи учащихся своей школы. Мне кажется, тоже очень интересное исследование, потому что имеет под собой практическую основу. И особенно интересно, что девочки слабослышащие. И аудитория, с которой они работали, это тоже люди с нарушениями слуха". -
В нынешнем сезоне появилась новая номинация - "Социальные проекты". В ней поучаствовали немногие, и, возможно, работы были далеки от грантовых, однако вызвали сильный эмоциональный отклик. -
"Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел или встречал слепых людей, по внешнему виду или поведению которых можно было догадаться, что с ними что-то не так. Как это заметно?" -
"Один день из жизни незрячего подростка" - это проект Вероники Москалевой из Краснинской школы-интерната, в котором она, по сути, описывает собственную жизнь. У девочки врожденная патология зрительных нервов. Но ее мир не ограничивается стенами дома. Родители не отчаялись и с самого раннего возраста занимались ее реабилитацией и развитием. Да, дать ей зрение не получилось, но полноценную жизнь - безусловно. В семь лет Вероника с родителями покорила Эльбрус. Сейчас, в 13 лет, девочка занимается степом, играет на фортепиано, выступает на сцене, сочиняет стихи. И в "Проекторе" она не новичок. В прошлом году она разбирала пословицы на английском и русском языках. В новом проекте она рассказала о своих ежедневных делах и тех нюансах и трудностях, с которыми сталкивается незрячий ребенок. -
Вероника и Олеся Москалевы:
"Например, что невидящие используют при передвижении белую трость, чтобы определить там препятствие, ступени".
"Здесь очень важно с первых дней поддержать родителей и направить на правильное воспитание детей незрячих. Потому что, если дети не начнут с самого первого дня правильно воспитывать, то человек будет незрячим инвалидом, сидящим дома. А нам надо вывести их в общество". - -
"Конечно, такой, как сейчас, я стала не сразу. Спасибо моим родителям. Благодаря их правильному подходу в вопросах развития и воспитания я ощущаю себя обычным подростком". - -
Анастасия Трифонова, директор АНО "Центр развития социальных и просветительских инициатив", организатор "Проектора":
"И вывод, мне кажется, получился у нее замечательный, что ей ничего не мешает, потому что она стремится всегда к большему". -
Второй сезон "Проектора" собрал участников из Смоленска, Десногорска, Красного и других городов области. В каждой из пяти номинаций наградили трех лидеров. А некоторые участники получили специальные призы за самые яркие работы. Это награда за такой сложный путь к успеху и преодолению собственных страхов. Кто-то благодаря таким работам определяется с тем, какую выбрать профессию. В общем-то, это одна из главных целей "Проектора".