Смоленские забавы с "Летучим кораблем"

21 марта на российский экран спикировало фееричное приключенческое фэнтези Ильи Учителя «Летучий корабль». Сказка, живописная, как голландский изразец, и вкусная, словно фирменный вяземский пряник.
Маховик сказочной киноиндустрии России запущен на полную
«Летучий корабль» - четвертый по счету волшебный проект. Первым «блин комом» наших кинематографистов стал «Конек-горбунок» - далеко не всем пришлось по душе фантазийное переосмысление Олегом Погодиным сказки Ершова. Киносказка «По щучьему велению» Александра Войтинского заткнула за пояс злопыхателей, постоянно ищущих повод подколоть авторов нового семейного фильма: дескать, «визуализация так себе, актеры деревянные, от русской сказки остались рожки да ножки!» Напротив, «По щучьему велению» - невероятно удачный пример адаптации русской сказки на современный лад, которую заполнили новыми фольклорными или придуманными сценаристом персонажами.
Финансовый успех «Бременских музыкантов» Алексея Нужного (сборы в прокате превысили два миллиарда рублей) - музыкальной притчи о любви и дружбе, которая на конкретных ярких примерах показывает детям, «что такое хорошо, а что такое плохо», - доказал: маленький зритель и возрастная аудитория с радостью готовы голосовать рублем за отечественное кино, которое наконец-то вытеснило с экранов импорт и показало мы лучше! Ярче, графичней и затейливей. Маховик сказочной киноиндустрии России запущен на полную мощь, и его уже не остановить. Возвращение на экран сказочной истории, пусть снятой по мотивам и адаптированной к восприятию ее глубинных смыслов современниками, невероятно важное событие в жизни российского общества, начавшего терять одно поколение за другим. Мы и сами не заметили, как наши дети погрузились в голливудскую Вселенную Marvel и растворились в ней, утратив частично, а то и полностью (о такой проблеме психологи давно уже говорят) национальный менталитет. Наступила пора заканчивать с Гамельнскими дудочниками (персонаж средневековой немецкой легенды), которые с помощью колдовства уводят за собой детей, чтобы те сгинули безвозвратно.
С другой стороны, чем плох тот же «Конек - горбунок»? Смотреть фильм Погодина не стыдно, даже гордость за Отечество берет. В «Коньке Горбунке» русское государство написано рельефно и выразительно. Тут в кадре и Хохлома, Гжель и Палех. Что ни кадр, то шкатулка лаковая, расписная! Загляденье. Главное-то в волшебной сказке что? Сочными и яркими мазками показать, что человек не должен отчаиваться даже в самых безнадежных ситуациях и иметь смелость решиться на нетривиальные поступки, которые неизбежно помогут одержать верх над злом. А иначе «бух в котел, и там сварился!» А уж если сетуете, что авторы проекта ушли в сторону от строк Ершова, после просмотра картины прочтите книжку детям двойная польза будет!
Сказка «По щучьему велению», выстроенная на архетипе русской лени, которая, как ни парадоксально это звучит, заставляет Емелю, бездельника и недалекого дурачка, подняться на вершину успеха, вся искрится добром и любовью к простому русскому человеку. Человеку, которому изначально свойственно упорство, свободолюбие, неприхотливость. Это ведь именно в нашей природе заложено сострадание, терпеливость и неиссякаемая надежда на чудо. Упорство, свободолюбие, неприхотливость. Пытливость ума, любовь к красоте и природе, гостеприимство и уважение к женщине. Желание даже ценой своей жизни помочь ближнему, равнодушие к деньгам и осуждение богатства, достигнутого нечестным способом.
Сказка это, прежде всего, духовная матрица, выстроенная на особенностях национального характера. Русские волшебные сказки не только создают многогранную картину мира, но и формируют особенности психологии, мотивацию решений и поступков. Важно, что Емеля Александра Войтинского в процессе развития действия развивается сам и анализирует свои ошибки. И начинает понимать, почему его «щучьи» желания были такими «маленькими». Духовный рост Емели отлично показан в тот момент, когда он прозревает, увидев сердцем своего слепого отца. Третье желание «по щучьему велению» он тратит на исцеление старого кузнеца. Желания Емели перестают быть «маленькими», и в награду за это он получает любовь чудо - Щуки.
И, хоть «Бременские музыканты» Алексея Нужного сняты по мотивам «импортной» сказки братьев Гримм, все герои этой колоритной музыкальной фантазии (даже разбойники и мерзкий сыщик не исключение), - приходят к закономерному выводу: «ничего на свете лучше нету», чем настоящая дружба и искренняя любовь.
Бабки Ежки каннибалы и прочие Забавы
Нетрудно догадаться, что фильм-сказка Ильи Учителя «Летучий корабль» поставлена по мотивам мультфильма Гарри Бардина (1979). Путь на экран у картины был долгим и трудным. Эту историю «застолбил» в 2019 году Алексей Учитель, «случайно» проговорившись о том, что намерен экранизировать культовый мультфильм. Фильм получил поддержку Фонда кино, съемки предполагалось поручить Оксане Карас. Однако судьбе было угодно, чтобы фильм вернулся в кинематографическую семью Учителей. На режиссерское кресло сел сын Алексея Учителя Илья (драма «Стрельцов»).
Казалось бы, снимай не хочу! А вот и нет. Илья утвердил на роли нескольких актеров, которые категорически не приняли СВО (так, Ксения Раппопорт и Данила Козловский получили статус инагентов в титрах их имена не значатся). Ну и началась катавасия старт сказки, намеченный на 1 января, перенесли на 7 марта, но зрители увидели ее только 21 марта. Всему виной «гниловатый» актерский составчик, спровоцировавший задержку выхода фильма в прокат.
Что совершенно несправедливо: съемки мюзикла были успешно завершены до начала спецоперации. А значит, крамолу «Летучий корабль» не содержит, и инагентов, высказавшихся негативно о начале СВО, не поддерживает. К тому же зритель и лиц их не увидит: Раппопорт в эпизодической роли цыганки скрывает свою инагентскую сущность под маской, Козловский вообще загримирован до неузнаваемости еще бы, он играет целую банду безбашенных бабок Ежек каннибалов. Кстати, бабки Ежки одна из эффектных находок, придавших изюминку «Летучему кораблю». Не говоря уже о костюмах (художница Надежда Васильева-Балабанова создала настоящую зефирную сказку) и графике: студия CGF «наш ответ Чемберлену» - Industrial Light & Magic.
«А я по любви, по любви хочу!»
Озорная Забава (Ксения Трейстер), этакая рыжеволосая Эсмеральда с неизменной козочкой, живет в некотором царстве государстве, которым де-юре правит ее безынициативный отец (Леонид Ярмольник) власть давно уже перешла к коварному Полкану (Федор Добронравов), который каким-то чудом нашел в волшебном лесу клад. Ну и распорядился кладом с умом: помог Царю залатать в бюджете дыру и подкупил стражу. Дело осталось за малым: получить право на престол, а потом сместить правителя с трона. Для этой цели Полкан задумал свести своего сынка Поля (Андрей Бурковский), получившего образование за границей, с ветреной Забавой.
В планы Полкана вмешался матрос Иван (Александр Метелкин), которому цыганка нагадала большую любовь. Иван в буквальном смысле свалится на голову взбалмошной царевне и завоюет ее сердце. Но добиться руки Забавы будет сложно: романтичный моряк нищ и гол, куда ему тягаться с лощеным и омерзительно обаятельным хлыщом Полем!
Зритель очарован с первых кадров этого бесшабашного мюзикла, снятого в розовых и голубых тонах. Как в индийском кино, ювелирно поставленные хореографические этюды сменяются вокальными номерами, сюжетно практически не связанными друг с другом. Просто героям захотелось запеть, вот и поют себе без всякого удержу популярные хиты! Заметьте, не только те, что были в мультфильме, но и «На заре» «Альянса», агутинскую «Хип Хоп Ла-ла Лэй» или «Верхом на звезде» Найка Борзова. Кстати, львиную долю песен в фильме исполняют Feduk и Анна Пересильд.
Матрос Иван отправляется искать золото, и в процессе опасного кладоискательства обретает множество друзей, представленных самыми неожиданными волшебными личностями. Это и фантасмагорический Соловей-разбойник (Анна Уколова), этакий трансформер полуптица полумотоцикл, полусумасшедшая орава бабок Ежек (в комплекте пять штук) и грустный Водяной (Сергей Гармаш) единственный в фильме персонаж, визуализированный под героя советского мультика.
Ну и, конечно, ведьма Джейн, время от времени обращающаяся в Жар-птицу. Эту роль поручили Полине Гагариной, и она трагическая. Сказка то хоть и волшебная, но философская о роли женщины в обществе и абьюзивных мотивах. Хитрый и подлый авантюрист Поль обманом привязал к себе волшебницу, посадил ее в клетку и пользуется магической силой женщины-птицы. Клетка не заперта, однако маниакально привязанная к Полю красавица не желает убежать на свободу она полностью подчинена злокозненному бруталу, подавлена морально и жизни своей без него не представляет. А он, злодей, знай кольцо на пальце крутит и пользуется пленницей по собственному усмотрению. Кольцо, чем-то напоминающее артефакт из трилогии «Властелин колец», - своего рода «пульт управления» плененной Джейн.
Бунтарка Забава тоже вянет в золотой клетке дворце. Хочет выйти замуж по любви, а ей предлагают расчет и скучную жизнь в богатстве. Матрос Ваня эту несправедливость исправит: построит чудесный корабль и вызволит любимую из дворцов с заманчивыми сводами. Только сдается мне, что не будет у этой невероятно красивой пары маленького домика, русской печки и оравы детишек, как в «Песне о мечте» поется. Главные герои, склонные реализовывать свои фантазии, хотят мир посмотреть, и себя показать. Набраться впечатлений, увидеть невиданное и жить иначе, чем все.
Фильм заканчивается, начинается сказка странствий! А зрителя в будущем ждет еще одна сказочная киноистория от Александра Войтинского, и называется она «Огниво».
Фото: kinopoisk.ru