"Катастрофа без любви". Гастроли Саратова в Смоленске
В Смоленске с большим успехом прошли гастроли Саратовского государственного академического драматического театра им. И. А. Слонова. Смолянам представили четыре «взрослых» спектакля и постановку для маленьких зрителей.
Нетрудно догадаться, что провокационная «Карусель по господину Фрейду» Александра Кузина, поставленная по скандальной пьесе Артура Шницлера, произвела настоящий фурор!
«Оговорочки по Фрейду»
Доктор Фрейд произвел революцию в психологии, когда ввел в обиход концепцию бессознательного. Он утверждал, что значительная часть наших мыслей, воспоминаний и желаний действует вне нашего сознания, влияя на поведение человека и его переживания. Эта теория повлияла на понимание человеческой психики и психических расстройств. В том числе, сексуальных.
Недаром многие исследователи творчества австрийского драматурга Артура Шницлера отмечают схожесть его произведений с психоанализом Зигмунда Фрейда. Его пьеса «Хоровод», написанная на стыке XIX-XX веков, ставит обществу четкий и беспощадный социальный диагноз. Впрочем, спектакль Александра Кузина «Карусель по господину Фрейду» не стремится углубляться в бездны человеческой психики. Задача у «Карусели» иная: нехитрыми театральными средствами предостеречь зрителя от губительных соблазнов и неприятных ошибок. Ювелирно - тонкая, полная сарказма и иронии игра актеров помогает раскрыть задорный режиссерский замысел, реализованный в форме неутомительного и полезного нравоучения, которое не потеряло актуальности и по сей день.
Из истории вопроса
Самый «бестактный и безнравственный» спектакль века
Немецкое название пьесы выходца из богатой еврейской семьи Артура Шницлера «Хоровод», но известность она приобрела под французским названием «Раунд». В пьесе изображены нравы Вены в 1900 годах: сексуальная распущенность мужчин и женщин сводит человеческие отношения исключительно к физическим наслаждениям. Пьеса Шницлера состоит из десяти диалогов, образующих замкнутый цикл со смысловым посылом: мимолетные знакомства свидетельствуют об отсутствии подлинной любви. Любви нет, зато присутствует этакий круговорот секса в природе!
Хоровод начинается встречей Солдата и Уличной девицы в укромном месте на берегу Дуная. Чем закончится встреча, объяснять не нужно. Затем Солдат соблазняет Горничную, передав сексуальную «эстафету» Молодому человеку, который, воспользовавшись отсутствием родителей, грешит с Горничной. В четвертой сценке выясняется, что у Молодого Человека великая любовь к Даме, которая неизбежно оказывается в его объятиях. В пятой Дама воркует с Супругом. В постели, конечно же! Замыкается карусель Нелюбви на Проститутке.
В 1900 году Шницлер напечатал 200 экземпляров «Хоровода» на свой счет, чтобы раздать друзьям, однако вскоре молва превратила пьесу в литературную сенсацию. Издатель Шницлера Фишер отказался публиковать пьесу, полагая ее крайне неприличной. Однако нашлись и другие издатели, которым этот пикантный «декамерон» показался весьма интересным: через три года издательство «Винер Ферлаг» выпустило сочинение 40-тысячным тиражом. Критики тут же навесили на книгу ярлык «непристойное произведение», и многие газеты отказались ее рецензировать. Однако, на удивление, тираж был полностью распродан!
Особенно резко восприняли пьесу в Германии: полиция без устали изымала обнаруженные экземпляры, а их владельцам грозило общественное порицание.
Шницлер много лет не давал своего согласия на постановку «Хоровода», и все же ее первое публичное представление состоялось в Будапеште в 1912 году без разрешения автора. «Бестактный» спектакль был запрещен полицией через два дня.
Первое (авторизированное) представление полной редакции пьесы прошло в берлинском Немецком театре в постановке Макса Рейнхардта в 1920 году. После того, как настроенные против спектакля зрители закидали театр бомбами со зловонным газом, для обеспечения порядка вызвали полицию. Власти приказали арестовать актеров и закрыть спектакль.
Состоялся громкий процесс. Суд запретил представление на тех основаниях, что оно нарушало «моральные, религиозные, политические и художественные» нормы театра. Однако Рейнхардт и его сторонники добились обжалования решение суда.
Как бы не так! Бедствия «Хоровода» не закончились. Группа граждан, возомнивших себя блюстителями порядка, тут же подала гражданский иск, обвинив театр в том, что он стал «знаком глубочайшего позора нашего времени». «Хоровод» заклеймили как симптом опаснейшей «эпидемии», которая угрожает Вене.
Дело дошло до того, что министр внутренних дел вслед за церковниками запретил постановку как «неконституционную», а противники «пьесы для борделя» устроили демонстрацию протеста у здания венской мэрии. Но спектакль все равно показали! Премьера закончилась серьезнейшей потасовкой: 600 членов Немецкой народной партии предприняли штурм театра, напали на зрителей и актеров и разрушили декорации.
На следующий день венские газеты приветствовали событие как «триумф венской христианской молодежи». И что же в итоге? Шницлера вынудили запретить ставить пьесу, которую зрители увидели спустя долгие годы в Лондоне (1998) и на Бродвее (1999).
Подмена чувства суррогатом
Времена и нравы изменились. Сейчас Шницлера без всякого стеснения проходят в вузах, а пьеса «Хоровод» едва ли каждый сезон появляется в репертуаре европейских и российских театров.
В «безнравственной» постановке идет разговор о бурных страстях, об их пагубном влиянии на человеческие души. Спектакль изобилует размышлениями над тайнами человеческой природы, подобно медицинскому ланцету вскрывая созревший нарыв. Социальный анамнез показывает: общество глубоко больно и нуждается в экстренном исцелении, которое начинается с психоанализа на подмостках. Вместе с драматургом и психологом Шницлером театр хочет предупредить людей: оставайтесь в любви! Дорога, лишенная истинных чувств, прямиком ведет в ад, умело замаскированный лицемерами под «сад райских наслаждений». Напрасно спрашивать: «А ты меня любишь?» Здесь никто никого не любит, имитируя чистоту чувств.
Действующие лица спектакля - представители самых разных слоев австрийского общества конца XIX века, переживающего социальную депрессию накануне Первой мировой войны. Все персонажи связаны тоской, тревогой и одиночеством, которого они пытаются избежать, с головой окунувшись в бесконечные любовные похождения. Абстрактная карусель Нелюбви со скрипом начинает свое движение маховик запущен, осталось дождаться, чем вся эта пестрая канитель, сотканная из тянущихся друг другу жаждущих объятий тел, закончится.
Хоровод это метафора. С одной стороны, порочный круг, из которого практически невозможно вырваться, с другой цепочка из тесно сплетенных звеньев, которая объединяет запутавшихся в бессмысленных отношениях героев фрейдистской «Карусели».
Сама же постановка напоминает театр Бертольда Брехта, хоть и лишена пронзительной боли, свойственной опаленному огнем Первой мировой драматургу. Декорации скупы и условны, вальсирующие отбрасывают гротескные тени, в зависимости от ситуации пианино трансформируется в супружескую постель, заросли кустарника, парапет набережной, будуар или прихожую венских богачей, где по кругу творятся бесчинства.
И никакой «бестактности» и «разнузданности» в спектакле нет, «постельные» сцены решены весьма целомудренно. Важно другое диалоги героев и пластическое выражение любовного «вальса», который ожидаемо подтолкнет персонажей к горизонтальным «танцевальным» па. Поиски настоящего чувства и подмена его дурным суррогатом неизбежно приводят вальсирующих к полному опустошению и осознанию жизненного фиаско.
Эротический круговорот «Карусели» кажется легким, забавным и непринужденным, однако после просмотра постановки у многих может возникнуть чувство стыда. Психотерапевтический эффект «по Фрейду» достигнут!
Фото из спектакля предоставлено администрацией Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова.