В Смоленской области турпоток вернулся на допандемийный уровень и даже вырос

О том, как обстоят текущие дела с внутренним туризмом в регионе, оправился ли рынок после ковидных и других пертурбаций, мы поинтересовались у туроператоров и экскурсоводов.
Приток есть, гостиниц не хватает
От имени туроператоров, специализирующихся на организации массового въездного туризма, говорит Ирина Смирнова, генеральный директор ООО «Туристско-экскурсионный центр «На семи холмах».
«В этом году стало больше групповых автобусных туров, однодневных туров, в том числе из Белоруссии. Можно сказать, что сезон прошел хорошо и восстановился допандемийный уровень, даже есть прирост. Но он был бы еще больше, если бы не проблемы с транспортом и размещением. Про Смоленск сейчас хорошо знают, реклама работает, впервые за многие годы регион достойно представлен на международных выставках. Много корреспондентов приезжает, которые пишут очерки, снимают фильмы про наши достопримечательности. Люди интересуются турами, но зачастую не могут до нас добраться - на «длинные выходные», когда в основном и планируют поездки, очень сложно купить билеты на поезд для группы.
На ноябрьские праздники, например, билетов за два месяца уже не было. Позже они снова появились в продаже, видимо, были предприняты какие-то меры. Но уже слишком близко к дате заезда часть туристов успели выбрать другие регионы. Такая же ситуация сейчас с январскими выходными. 11 дней, и мы очень хорошо могли бы принять новогодних туристов, но билеты на январские поезда появились в продаже только две недели назад! Люди уже определились, никто до последнего ждать не будет. У нас снялось несколько корпоративных групп, потому что не смогли взять билеты. Может, стоило бы добавочные вагоны на утреннюю «Ласточку» в Смоленск делать в такие дни и на вечерний поезд - от нас.
И второй момент - нехватка гостиниц с двухместным номерным категории «твин», то есть с раздельными кроватями. Максимум мы можем разместить сейчас одновременно 10 групп, а фактически на праздники может быть в два раза больше. Для приема групповых туристов главное - размещение. Если мы их заселили в гостиницу, то найдем где покормить, а значит, денежку дадим общепиту, свозим в максимальное количество музеев и т. п., это сразу хорошие деньги придут в область. А штучный турист столько не оставит», -отмечает Ирина Леонидовна.
Также она рассказала, что нынешние туристы просят, чтобы программа посещения обязательно включала интерактив с местным колоритом. «В Гнездово очень достойно сейчас сделали, там и накормить можно, и показать есть что, и мастер-классы проводят», - говорит Смирнова.
А еще, по ее словам, с ностальгией туристы вспоминают продукцию «Бахуса», есть ли сейчас что-либо подобное, чтобы продегустировать и приобрести в качестве сувенира.
Пробиваемся в элитный сегмент
Экскурсовод Михаил Ефимкин работает в основном с индивидуальными туристами, но и об особенностях массового туризма тоже в курсе.
«Точную статистику мы не ведем, но, по субъективным ощущениям, в этом году по сравнению с предыдущим турпоток увеличился примерно на треть. Билеты на поезда раскуплены, на два месяца вперед все гостиницы забронированы. На рынке появилось ощутимо больше экскурсоводов, и они все заняты, то есть спрос вырос. У меня стало заметно больше работы. «Экскурсионное бюро Ефимкиных», которое состояло из меня и жены, теперь включает плюс двух сотрудников, и есть еще два человека, которым мы отдаем экскурсии, если сами не можем взять. В октябре-ноябре у меня меньше пяти экскурсий в неделю в текущем году не бывало, а это очень хорошо для межсезонья. Основной потребитель услуг - Москва. Еще Брянск, Тула, Псков, Калуга, Беларусь. Остальным - далеко. Объективно очень сложно делать познавательный туризм в России, потому что расстояния огромные, а самолетов нет. Поэтому мы очень ждем аэропорт.
Что касается экскурсионных программ, 60% туристов у нас выбирают «классику» - достопримечательности Смоленска плюс «Талашкино». 20% - это экскурсии для семей с детьми как отдельный жанр, и 20% - те, кто хочет «что-нибудь эдакое». «Эдакое» стоит денег, то есть до Смоленска наконец стала доезжать аудитория, у которой запрос сильно выше среднего. Это, конечно, гости из Москвы, раньше ездившие во Владимир и Суздаль, а теперь они добрались и до нас. И тут огромное пространство для развития.
С одной организацией, которая продает трехдневные туры, включающие ужины у дорогого местного шеф-повара и индивидуальные выступления реконструкторов, мы сотрудничаем уже много лет. В 2024 году начали работать также с одним из самых известных сейчас экскурсбюро «Москва глазами инженера» - на новогодних каникулах они первый раз привезут в Смоленск своих туристов. По их словам, трехдневный тур, над наполнением которого нам пришлось потрудиться, за 60 тыс. рублей продали очень быстро.
Пришло время развиваться. И федеральное правительство сейчас очень способствует этому, и региональные власти. Многое в инфраструктуре еще нужно сделать, начиная, конечно, от дорог и гостиниц и заканчивая развлечениями. Необходимо еще больше рекламировать Смоленск, чтоб звучало из каждого утюга, как «Золотое кольцо».
БелОрусы едут за рыбой
Рассказывает Мария Дёмочкина, аккредитованный гид-экскурсовод по Смоленской области:
«Как правило, туристы заказывают классическую обзорную экскурсию по Смоленску с посещением Соборного двора. В качестве дополнения осматривают храмы XII века и историко-архитектурный комплекс «Теремок» на хуторе Флёново. Очень часто включают в свое путешествие посещение Вязьмы. Она удобно вписывается, например, в обратный маршрут, потому что лежит почти на середине пути в Москву. Но это, конечно, касается туристов из столицы. Все-таки большинство гостей у нас именно оттуда.
По моим наблюдениям, в 2024 году увеличился поток туристов из Санкт-Петербурга и Беларуси. Причем к нам едут не только из приграничных Витебской и Могилевской областей, но даже из Минска и Гродно.
В среднем гости задерживаются в Смоленской области на два дня. Интересно, что, кроме культурных достопримечательностей, в программе у групп из Республики Беларусь прописано также посещение торговых центров и рыбной базы.
Конечно, в плане инфраструктуры в Смоленске заметные подвижки. Это отмечают гости областного центра, которые были уже у нас до этого. Хвалят, например, наши кафе и рестораны.
Но болевые точки тоже есть. Во-первых, гостиницы. Если с размещением индивидуальных туристов все хорошо, то с размещением групп - сложности. Коллеги жалуются, что из-за этого даже отказывают в турах! Потому что в Смоленске всего несколько отелей, которые могут без проблем принять две автобусные группы одновременно.
Во-вторых, Смоленску не хватает автобусных парковок. Причем турпоток растет, и ситуация усугубляется. Это и ограничение в стоянке на улице Пржевальского, и «уменьшение» автобусной парковки у памятника Кутузову на Большой Советской».
Новые маршруты
Туристический маршрут по Смоленской области для детей и молодежи из российских регионов и гостей из стран БРИКС+ будет разработан в 2025 году, проинформировал Василий Анохин в соцсетях. Заявка для участия в международной программе «Классная страна», по которой создаются образовательные путешествия для школьников и студентов, одобрена её экспертным советом под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Николаевича Чернышенко.
Над составлением нового маршрута при поддержке экспертов программы «Классная страна» будет работать более 120 смоленских специалистов и учащихся. Это педагоги, экскурсоводы, краеведы, представители туроператоров, а также школьники и студенты учреждений СПО. Кроме посещения памятных мест и достопримечательностей, в план путешествия должны быть включены активности, позволяющие детям и молодежи осмыслить увиденное, раскрыть для себя культурное богатство региона и узнать о его роли в истории России.
Читайте также:
«Смоленск пользуется спросом»: о внутреннем туризме рассказали представители сферы