«Экспонаты трогать разрешается»: как в смоленской глубинке появился уникальный музей

В Новой Сенной мы разминулись с делегацией Российской академии музыки имени Гнесиных.
Удивительно, но факт: на краешке не только Смоленской области, но и России, есть крошечная деревенька. В ней никто не живет, зато в ней есть музей ] самый настоящий: официально зарегистрированный, со свидетельством и своим хранителем.
«Плюшкин из Новой Сенной»
-] Что у вас делали сотрудники Гнесинки? -] интересуюсь я почти сразу же у хранительницы музея Татьяны Сивохиной.
-] Вероятно, хотят себе пошить такие костюмы для выступлений, как наши народные. Поэтому много фотографировали, все линейкой до миллиметра вымеряли. К нам в музей часто гости с исследовательскими целями приезжают. Потому что я как гоголевский Плюшкин: все собираю, все храню. Хотя Почему «как»! Я и есть Плюшкин. Плюшкин из Новой Сенной!
Помню, лет 15 назад к нам впервые приехали американцы ] захотели изучить наши обряды. Мы на них взглянули ] а мамочки: одежда грязная, шапки порваны Нам стыдно было с ними и в храм идти, и в райцентр ехать. Второй раз приезжают через месяц ] опрятные, чистые, совсем по]другому одеты. Мы у них спрашиваем: «Чего вы в первый раз приехали как оборванцы?» А они отвечают: «Когда мы собирались в Россию, нам посоветовали: «Надевайте все плохое: там воры, бандиты, разбойники». А мы на вас посмотрели ] ничего такого, люди хорошие, приветливые. Поэтому переоделись!»
Татьяне Петровне ]- 70. Она водит машину, учительствует в Кузьмичской школе и числится смотрительницей в «Музее]избе Леоненковых». Учреждение это возникло три года назад ] выросло из инициативы москвича Валерия Леоненкова. Он просто решил, что дом его бабушки с дедушкой ] Варвары Васильевны и Трифона Пименовича ] надо сохранить не только для потомков, но и для всех жителей Смоленской области. Татьяне Петровне досталась роль музей охранять и сохранять, а еще наполнять новыми экспонатами.
В доме все осталось так, будто бы хозяева вышли на минуточку, но вот]вот вернутся: настенные портреты, старый шифоньер, первый холодильник «Зил» в рабочем состоянии, первая стиральная машина, патефон Вот буфет со звездой, который никогда не был в продаже. Такую мебель в знак почтения дарили передовикам производства сельского хозяйства: дояркам, трактористам, комбайнерам. А вот балабоны ] это колокольчики, которые до сих пор вешают на шею коровам. У каждого балабона свое звучание.
«А вон на полу корчага, ]- показывает рукой Татьяна Петровна. ]- Раньше же держали больших поросят. Чинили из их мяса колбасу, закладывали ею целую корчагу, заливали сливочным маслом. Около полугода она с кляпом или пробкой стояла. Потом «юшку» пили, а колбасу ели».
Кроме экскурсий, в музее проводят мастер]классы по выпечке блинов в русской печи, приготовлению тушеной картошки, пирогов и «ушек». Специально к нашему приезду Татьяна Петровна с дочкой Мариной испекли пирожки с черникой.
«А у нас там в тесте секретный ингредиент, ]- подсказывает Татьяна Петровна, пододвигая ко мне тарелку с выпечкой ближе. -] Майонез!»
«Нет, главный секрет ] это хорошее настроение, -] не соглашается с матерью Марина. -] С плохим настроением никогда выпечка не получится. У нас еще здесь, в Ершичском районе, пекут хворост на водке. Так вот, если на улице будет идти дождь, хворост никогда не будет хрустеть!»
Ром на суку и хитрости для Екатерины Второй
Пол самой дальней комнаты застелен ткаными половичками. По ним можно изучать географию Ершичского района: у каждой деревни ] свой неповторимый узор. Вот это Блинные Кучи, а это Пехтери, Карды, Высокий Борок, Сукромля
] - Маша, -] зовет меня Татьяна Петровна. -] А ты знаешь, почему деревня Сукромля так называется?
Я отрицательно мотаю головой в ответ.
-] Потому что жители там сидели на суку, пили ром и «делали» «ля» ] песни пели! А сколько наших деревень свои названия получили благодаря Екатерине Великой! Проезжала она эти места, да увидела беседку и захотела в нее зайти. А рачительный хозяин беседки достал из подвала рябину на коньяке 20]летней давности и угостил императрицу. Ей так понравилось, что она своим слугам говорит: «Обязательно на обратном пути заедем сюда и опять «побеседуем»!» С тех пор у нас та деревня называется Беседка.
Говорят, что к нам царица ехала проверить: действительно на Смоленщине люди так бедно живут, как говорят? И вот она приехала, ее встречают в одной деревне блинами. Раньше блины какие были? Из темной гречневой муки. И вот возле одного дома ей преподносят решето, в нем горка блинов, а рядом в плошке ] настоящее масло. Коровы в то время давали всего 5 ] 6 литров молока, но масло все равно свое было! Встречают ее теми блинами, а она хитрит ] решает в нескольких хатах их попробовать. Но пока она в своем бальном платье с многочисленной свитой пройдет к другой хате, люди с решетом перебегут в него. Ведь столько муки не было, чтобы потчевать царицу в каждом доме новыми блинами. Получается, что Екатерина во всех домах из одного решета блины ела. Она так наелась, что в сердцах воскликнула: «Да здесь же не люди живут, а целые блинные кучи!»
С тех пор деревня та так и зовется ] Блинные Кучи
От венчания до тризны
Интерес Гнесинки к ершичской деревне можно понять: те же народные костюмы здесь отличаются даже от традиционных смоленских. Например, в преобладающих цветах не только красный, но и черный. Считалось, что он оберегает хозяйку от злых сил. Помимо андараков и понев, музей]изба Леоненковых располагает большой коллекцией полотенец.
-] Полотенца сопровождали человека всю жизнь, ]- рассказывает Татьяна Петровна. - ]Рождается ребенок -] его на родильное полотенце принимают. Несут крестить в церковь, берут два полотенца. Одним -] крестильным рушником ]- обтирают, когда окунают в купель. Второе оставляют в храме ]- на здоровье малышу. Девочка с пяти лет начинала вышивать рушники. Как]то посчитали: за жизнь женщина в наших краях вышивала от 30 до 110 полотенец! Раньше в домах портреты, иконы и зеркала были завешаны рушниками. Когда девушка приходила в дом мужа, то она снимала все полотенца свекрови и обрамляла своими.
Речь Татьяны Петровны «приправлена» интересными словечками, по которым можно изучать местный диалект: ганки - крыльцо, дежка ]- емкость для замеса и брожения теста, швайка ]- плоское изогнутое шило с деревянной ручкой для плетения лаптей, набожник ]- полотенце для украшения икон, ширинка -] рушник с вышивкой и кружевом
-] Очень интересен у нас обряд «Свеча». Был он только в деревнях Лужная и Старая Сенная. Позже появился в Кузьмичах. Дело было так: собирались вдовы, крутили из воска толстую свечу. А потом переносили ее из дома в дом. У меня, допустим, хранится эта свеча. И мне говорят: «Приду на Николу Угодника и заберу у вас свечу». К этому времени я должна накрыть стол. За свечой приходят человек пять: забирают барыню]свечу, приносят ее, икону и хлеб]соль к ближайшему перекрестку, чтобы отдать новой хозяйке. При этом хлебом обмениваются, а иконы целуют. Сразу занести свечу в новый дом нельзя ] нужно с ней обойти сараи и хозяйственные постройки. Ведь это не только оберег на здоровье, она еще и от пожаров спасает. Когда шагали со свечой, то пели величальную песню: «Радуйся, Никола! Великий чудотворче» В году у нас было пять свечей: зимний Никола в декабре и летний Никола в мае, Михайловская свеча в ноябре, Егорьевская свеча 6 мая и свеча Жен]мироносиц -] их день празднуется на неделе после Пасхи.
Татьяна Петровна может рассказывать о родных местах до утра. И иногда, будто бы извиняясь, приговаривает:
-] Я просто люблю свой край. И стараюсь привить эту любовь всем, кого вижу. Сегодня это вы! Я своим детям -] ученикам ]- говорю, что Отечество не выбирают: оно дается судьбой. И мы всю жизнь любим его за милый сердцу уголок, в котором когда-]то приземлились.
]- «Приземлились»? -] переспрашиваю я. -] Как инопланетяне?
-] Возможно
Мария Дёмочкина.
Фото автора.