Смолянин убил товарища - инвалида за пачку сигарет

Ссора двух пожилых смолян завершилась кровавой резней. Итог побоища - 29 (!) ударов ножом, которые беспомощному инвалиду нанес... его колченогий товарищ. Хотел закурить, получил отказ и схватился за кухонный нож
«Поглумились над инвалидом и ограбили?»
Смоленская область, Холм Жирковский район.
13 марта 2024 года.
Про Николая Игнатьевича Полякова в поселке говорили: «Муху не обидит». Спокойный, уравновешенный, тихий человек. К тому же судьбой не обласканный: после третьего инсульта Николая частично парализовало, вот он и вел затворнический образ жизни. На улицу с августа прошлого года совсем перестал выходить, оно и понятно: пенсионер передвигался по дому с трудом, держась за стеночку. И с пагубными привычками причиной его нынешнего беспомощного состояния - распрощался без всякого сожаления. Поляков выбрал жизнь.
Но кое кто из близкого окружения дяди Коли решил иначе
Сосед Николая Игнатьевича, Денис Буренков, взял на себя добровольную миссию присматривать за инвалидом. Покупал в магазине еду, помогал по хозяйству постирать белье, помои на двор вынести. И товарища своего Володьку Попова привлек к доброму делу, вместе за «дедом» ухаживали.
В семь утра Буренков, как обычно, собирался на работу. Выглянул в окно, а у дяди Коли свет в зале, спальне и на кухне горит! Денис забеспокоился: с чего бы это? Николай Игнатьевич спозаранку не встает, электричество экономит. Попусту жечь свет не станет!
Накинул куртку и побежал к соседу.
Дверь на веранду была распахнута настежь. Впрочем, это обстоятельство мужчину не насторожило: Игнатьич держал двери дома открытыми, лишний раз подняться с постели ему было очень трудно.
Денис кликнул Полякова по имени, ответом было молчание. В натопленном помещении скверно пахло. Мужчина поморщился. Сельский житель, не раз коловший свиней на заказ женщин, живущих без мужика в хозяйстве, знал: такой неприятный, тошнотворный дух идет от требухи
Буренков заглянул в зал и машинально стянул с головы шапку. Николай Игнатьевич лежал на полу в луже крови. Рядом с ним отпечатался кровавый след от мужского ботинка. Поодаль валялся разломанный стул.
«Убили», - прошептал Буренков и кинулся звонить родственникам и знакомым.
Уже на выходе из дома внимание Дениса привлек комод, стоявший на кухне. Дверца «секретного» ящика, в котором Игнатьич держал деньги и пачки сигарет, оставшиеся от растаявшей после инсульта былой жизни, выдвинута! Заглянул в комод пусто.
«Поглумились над инвалидом и ограбили, - тяжело вздохнул сердобольный парень. Уж не залетные ли «птички»? Дом Полякова стоит неподалеку от трассы «М1», может, свернул с дороги какой-нибудь проезжий лиходей?»
Нет, не свернул. Снег у ворот нерасчищен, чужих следов не видать
29 ножевых!
Судмедэксперты установят: Николай Игнатьевич скончался на месте происшествия. Причина летального исхода слепые, проникающие в левую плевральную и брюшную полости колото-резаные ранения груди и брюшной стенки с повреждением сердца, диафрагмы, желудка, брыжейки кишечника, толстого и тонкого кишечника. Внутренние травмы сопровождались массивным кровотечением.
Перед смертью Полякова жестоко избили. Чем-то тяжелым, с острым режущим краем, били по туловищу и голове. Игнатьич защищался, как мог: ладони инвалида были изрезаны ножом. Его ударили лезвием 29 (!) раз.
18 ножевых повреждений нанесли в жизненно важные органы шею, грудь и живот.
Поселок гудел, словно встревоженный улей: «Что за изверг такой напал на беззащитного Полякова, который и на ногах-то толком удержаться не мог?» Жестокое убийство, обрастающее все новыми подробностями, в красках обсуждали в райповском магазине и на почте.
Буренков с Володькой взялись активно помогать следствию и принялись восстанавливать в памяти события, которые произошли накануне выходящего из ряда вон происшествия.
12 марта Денис заходил к дяде Коле поинтересоваться, чем помочь. Дело было около четырех часов дня. Поляков выглядел бодрым и на проблемы не жаловался. Поблагодарил соседа за заботу и отправился смотреть телевизор.
Через час Буренков столкнулся на улице с Поповым. Приятели закурили, обсудили последние новости. Только собрались расходиться, глядь: Сашка Бурков навстречу ковыляет!
«Смотри-ка ты, какой хитрец, - присвистнул Владимир. Знать, «по делам» ходил, коль палочку с собой прихватил.Когда отправляется клянчить деньги в долг, всегда так делает. Демонстрирует свою немощность».
«Куда собрался? крикнул Буренков. Неужто опять к Полякову? Так он зарекся тебе одалживать, и с лета не курит!»
Бурков испуганно прижался к забору. Проскрипел: «Не ваше дело!», и поковылял дальше по скользкому насту. Буренков и Попов приметили: Сашка свернул во двор Игнатьича.
Мужики признаются следователю: до недавнего времени Александр Бурков частенько захаживал к Полякову, у них были общие интересы.
«В феврале дядя Коля поссорился с Сашкой вдрызг, - рассказал сыщикам Буренков. Приперся к Полякову в изрядном подпитии, тот ему тысячу рублей дал на продукты и отправил в магазин. А Бурков эти деньги по дороге высорил. Николай Игнатьевич рассердился и сказал Александру, чтобы больше к нему не приходил. Он очень сильно ругался, требовал вернуть долг. А еще как-то раз признался, что Сашка у него сигареты украл. Решил, что это знак свыше, и с куревом окончательно завязал».
«Эпилептик старика зарезал, больше некому!»
В тот вечер Буркова, шатавшегося неподалеку от дома инвалида, видели и другие жители поселка.
Сашка нос к носу столкнулся с Лидией Усковой и соседкой Полякова Еленой Сорокиной. Вечером Сорокина вышла выбросить мусор и «зацепилась языком» с Лидусей. Женщины остановились напротив дома дачницы Колывановой, у которой «калымил» Бурков забор чинил, ямы копал. Он как раз присматривал за домовладением, пустовавшим в зимнюю пору. Сашка подошел к товаркам и поинтересовался, нет ли работы какой у директора совхоза.
Сорокина рассмеялась: «Да не возьмет он тебя, запойный ты! Сколько раз уже увольнял!» Бурков возразил: «А жить на что я буду? Сегодня в Вязьму ездил, хотел кредит взять не дали. На почту зашел, брат должен был перевод прислать, а не прислал. И от жены бывшей никаких весточек нет, а дочкины денежки давно закончились. Неужели скотники или разнорабочие в хозяйстве не нужны?»
Лидия махнула рукой: «Ну, попытай счастья. Авось повезет! Только какой из тебя работник, ноги не держат, на палочку опираешься. Самому впору на группу подавать с твоей-то эпилепсией!»
А заодно подметила: голос у Сашки дрожит, скулы «ходят». Видать, выпить хочет, да не на что.
«Наверняка к Полякову идет хотя бы сигарет выпросить», - догадалась Сорокина.
Так оно и было.
Бурков свернул к дому инвалида, особняком стоявшей у дороги.
Сашку взяли на следующее утро после зверского убийства Полякова. Мужчина дремал у себя дома в кресле и, разбуженный оперативниками, искренне недоумевал, по какому такому поводу к нему явились гости в погонах.
Буркова допросили.
«Я Полякова не убивал, - заявил подозреваемый в совершении преступления по ч.1 ст. 105 УК РФ. Вчера был в Вязьме, вернулся в шесть вечера. С собой привез бутылку спиртного. Заходил в райповский магазин, общался с продавщицей. Побыл дома полчаса, немного выпил. Решил пойти к Николаю Игнатьевичу думал, он мне составит компанию. Но Николай в последнее время ни капли в рот не брал, поэтому я бывал у него редко. Шел напрямую через усадьбы, ни от кого не прятался. Подхожу к Колиному дому окна темные. На улице встретил Лидусю Ускову с Ленкой Сорокиной, спрашивал насчет трудоустройства. Пока с ними болтал, у Полякова в зале свет загорелся.
Я к нему и свернул. В дом вошел свободно, Коля никогда не закрывался.
Поляков лежал в зале на животе лицом вниз, кругом кровь была. Я к нему, потрепал, а он был уже холодный. Когда поднимался, оперся на руку и испачкался в крови. Вытерся о штанину. Наверное, наступил в кровавую лужу, которая из-под тела натекла, отсюда и следы. Ничего протирать не стал, зачем?
Находился в доме пятнадцать минут, ничего не искал, в кухню не заходил. На столе в зале лежал телефон прихватил с собой.
Никому не сообщил о страшной находке боялся, что подумают на меня.
Дома помыл руки, выпил водки и отключился.
Ножа при себе у меня не было.
Какой из меня убийца руки артритом поражены, с трудом простейшие манипуляции могу выполнять? »
Местные жители думали иначе:«Эпилептик старика зарезал, больше некому!» Продавщица из райповского магазина не сдерживалась в выражениях: «Трус, врун и подлец. Мерзкий человек! Мог без повода оскорбить, сказать что-нибудь гадкое. Со своей бывшей женой дрался, вот и хорошо, что она его бросила».
Линия защиты
Однако нашлись и те, кто поставил доводы следствия под сомнение.
Дочь Буркова до конца не верила, что Александр зарезал инвалида:
«Мой отец не был плохим человеком. Сидел без работы потому, что в деревне устроиться некуда, даже на ферму. У него руки-ноги больные, кому такой работник нужен? В больнице полгода назад лежал, врачи сказали: «Совсем плох». Но в деньгах папа не особо нуждался, всей семьей ему помогали».
Бывшая жена выстроила свою линию защиты: «Мы развелись после двадцати лет совместной жизни, потому что я подгуливала. Да, мы скандалили по этому поводу, и что? Сашу даже привлекали за угрозу убийством, а он просто меня тогда поколотил! Ножей боится я всегда во время ссоры за нож хваталась. В компаниях никогда не дрался, не выносил вида крови.
После развода в 2011 году я переехала в Москву, уже пять лет там живу. Но я Сашу не оставила ему особо тяжко жилось после смерти матери. Помогала, чем могла. Переводила дочери каждый месяц по пять шесть тысяч, и она отдавала всю эту сумму отцу. Оплачивала квартиру и газ.
Не он убил, факт!»
И дачница Колыванова выразила сомнение в том, что именно Бурков убийца:
«Я из жалости давала Саше возможность подработать. Накануне перевела ему 700 рублей он за домом присматривал. Кстати, Поляков хоть и подкармливал Буркова, но грубовато с ним обращался, мог и голос повысить. И с чего вы решили, что Саша взялся за нож? Разве он один ходил к инвалиду? К Николаю Игнатьевичу нередко заглядывал сосед-«афганец», сын Елены Сорокиной Васька. У Васьки с головой плохо после службы в «горячих точках». Вот с ним и разбирайтесь!»
Разобрались и с ветераном Василием Сорокиным, на которого так старательно указывала Колыванова, которая решила, что в конечном итоге тень ляжет и на ее семью.
«Мой сын ни в чем не виноват, - категорически заявила Сорокина. Да, в 2011 году он служил в Абхазии, попал в зону военных действий и вернулся назад с разрушенной психикой. У Васи диагностировали шизофрению, но он не буйный, прием лекарств не пропускает. Последний раз проходил лечение в областной психиатрической больнице в сентябре прошлого года.
Василий ходил к Полякову три недели назад чинить телевизор, с тех пор они не виделись. В день убийства сын с товарищем разбирал курятник и никуда со двора не отлучался. С курятником справились в десятом часу, попили чаю и легли спать. Вася на улицу не выходил!»
Как ни крути, все улики говорили об одном: Полякова убил Бурков. Вспылил по известной одному ему причине, и поднял руку на беспомощного человека
Выдержка из приговора:
«Доводы защиты о том, что виновность Александра в совершении инкриминируемого ему деяния не доказана, опровергаются исследованными судом достоверными доказательствами».
- 25 сентября 2024 года Сафоновский районный суд признал Александра Буркова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство), - комментирует ситуацию старший прокурор отдела прокуратуры Смоленской области Владислав Шермаков. Суд приговорил Буркова к лишению свободы сроком на девять лети десять месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Рассмотрев апелляционную жалобу подсудимого 24 декабря 2024 года, коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда оставил приговор без изменений.
Основано на реальных событиях. Имена и фамилии фигурантов уголовного дела по этическим соображениям изменены.
Фото: Никита Ионов | Рабочий путь