Что происходило с железной дорогой на Смоленщине в годы войны

Об этом мы побеседовали с Татьяной БЕЛОГУРОВОЙ, кандидатом исторических наук, доцентом, автором монографии «История железных дорог Смоленской области».
- Татьяна Анатольевна, как было организовано движение поездов в первые дни войны?
- Германская авиация начала бомбить Смоленск уже в ночь с 24 на 25 июня 1941 года. Наутро ввели военный график поездов. С первых дней войны на станции смоленского узла хлынул огромный поток людей, график движения поездов был сильно уплотнен. Под Голынками немецкая авиация остановила 50 поездов из Витебска.
Начиная с 4 июля напряженность увеличилась еще больше. Начали эвакуировать промышленные предприятия и техническое оснащение железнодорожного узла.
В архивных документах читаем: «не был разработан порядок вывода людей. Ведь люди вышли самотеком. Когда мы приходили к руководителям поездов и спрашивали: как быть? Нам отвечали: «А как хотите. Выедете - хорошо. Останетесь - ваше дело».
- А потом случилось двухмесячное Смоленское сражение
- Да. Во второй половине дня 15 июля к Смоленску от поселка Красный прорвались немецкие танки и завязали перестрелку с частями нашей армии. На территорию железнодорожного узла обрушились снаряды из пушек, которые били прямой наводкой. Верхняя часть Смоленска оказалась занята врагом. 16 июля были взорваны два городских моста через Днепр - защитники Смоленска не дали возможности немцам переправиться с южного берега реки на северный.
- Что происходило с нашей железной дорогой в оккупации?
- Ведущие работы на станциях и поездах выполняли немцы. Железнодорожное сообщение действовало на московском, минском, витебском и рославльском направлениях. На ельнинской линии полотно было разобрано.
В документах, которые хранятся в архиве, сказано, что в оккупационном Смоленске «до особого разрешения запрещается частным лицам:
а) ездить по железным дорогам;
б) находиться на железнодорожных путях сообщения и зданий (Лица, занятые на железной дороге, исключены);
в) вспрыгивать в поезд на ходу;
г) влезать в поезд во время стоянки.
В случае нарушения этого запрета Германской охране дано распоряжение пользоваться огнестрельным оружием».
Железнодорожные линии хорошо охранялись, но партизанам удавалось нарушить порядок немцев.
Газета «Рабочий путь», которая издавалась на советской территории, старалась чаще сообщать о партизанских диверсиях. Например, 7 апреля 1942 года она писала о том, что партизаны отряда товарища Б. заминировали участок железной дороги в одном из районов. На минах подорвался и сошел с рельсов бронепоезд, погибли 120 солдат и офицеров. Партизаны несколько дней держали под обстрелом место крушения бронепоезда, не давая гитлеровцам восстановить полотно железной дороги.
Некоторые железнодорожники использовали работу при немцах для диверсий. Конечно, не каждый мог отважиться на столь опасные поступки. Они намеренно повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, размораживали паропроводы Немцы не могли считать это случайностью. В 1942 году большинство подпольщиков были казнены.
- Сложно представить, что здесь было к сентябрю 1943 года, когда Смоленщину освободили Что восстанавливали в первую очередь?
- В сентябре 1943-го и в течение 1944 года возрождали участки Дурово - Смоленск - Гусино, Жуковка - Рославль - Смоленск и Смоленск - Рудня - Выдрея.
Были разрушены сотни километров рельсовых путей, уничтожены все инженерные сооружения и 80 станционных зданий.
Война еще продолжалась, и налеты германской авиации не прекращались. Например, после авианалета 10 октября 1943 года на станцию Вязьма было уничтожено 205 вагонов, убито и сгорело более 20 человек, ранено - 76 человек.
После освобождения Смоленщины железнодорожники стали возвращаться из эвакуации на родину. Но нехватка кадров продолжала оставаться острейшей: для организации движения поездов требовалось 500 работников, а из тыла вернулись 50 человек. Тогда обратились к населению с призывом прийти работать на железную дорогу. Многие откликнулись, хотя и не имели опыта работы в этой сфере. Днем люди трудились на восстановлении путей, а вечером учились на курсах стрелочников, составителей поездов, сцепщиков вагонов, операторов, дежурных по станциям и т. д. Кроме того, во всех подразделениях от работы отстранялись люди, не сумевшие эвакуироваться в тыл и подчинившиеся условиям оккупации.
Но уже с октября 1943-го через станцию Смоленск-Центральный пошли поезда. Коллективу станции было присуждено за это переходящее Красное знамя Комитета обороны и премия в 75 тысяч рублей. Как и было принято в то время, рабочие отдали 60 тысяч на строительство боевого самолета. Об этом поступке в начале 1944 года рассказали во всех центральных газетах и по московскому радио.
- Железная дорога - это не только поезда, но и большая сеть инфраструктуры. Как дела обстояли там?
- Для обучения в общеобразовательных железнодорожных школах нужно было преодолеть трудности, обусловленные разрухой. Перед началом учебного года в 1945 году директор рославльской школы, не имеющей столов и скамеек, в поисках выхода из этого положения в отчаянии сделал заявление, которое противоречило советскому законодательству: «Если родители не принесут по скамейке и столу, то их дети в школу приняты не будут».
В победный год уже работали оздоровительные площадки и пионерские лагеря железной дороги. Везде было организовано четырехразовое питание, и, как рассказывают документы, после смены дети поправлялись от 0,4 до 4 кг!
После военного времени, когда многие ребята существовали в условиях недостаточной родительской любви, нужно было приучать их к умению видеть прекрасное в повседневности. Вот как это происходило на летней даче для дошкольников при станции Волчейка:
«Много экскурсий и прогулок было проведено в природу, где воспитатели заостряли внимание ребят и развивали наблюдательность за птицами, их пением, за лесом, посевами, лугами, огородами, цветами, бабочками, жуками. Несколько раз ходили в лес за малиной и орехами. Рассказывали и читали детям сказки. Группой семилеток под руководством воспитательницы Велевой Ксении Федоровны по сказке - из природного материала репейника - было сделано на игровой площадке 3 медведя».
Не случайно больше половины детей не хотели уезжать домой.
Беседовала Мария Дёмочкина.
Фото: Рабочего пути и героини публикации.