Смоляне взяли кредитов для мошенников на 95,5 млн рублей

С января по май текущего года у жителей Смоленской области было похищено более 398 млн рублей, из которых примерно 24% были оформлены в кредит в ходе общения с мошенниками.
В УМВД состоялась пресс-конференция, посвященная профилактике хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
На вопросы журналистов ответили заместитель начальника УУР УМВД России по Смоленской области полковник полиции Сергей Пашин, начальник 5-го отдела УУР подполковник полиции Александр Егоров, начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий подполковник полиции Алексей Волков и начальник отдела безопасности отделения по Смоленской области ГУ Банка России по ЦФО Роман Фисун.
На 1 июня ущерб от действий мошенников составил почти 400 млн рублей. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество зарегистрированных фактов мошенничества снизилось и составило 1028, краж - 263.
Как сообщил Александр Егоров, основной мошеннической схемой на сегодняшний день остается так называемая «финансовая безопасность», когда жертв под разными предлогами уговаривают перевести деньги на якобы безопасные счета. На такие преступления приходится свыше 37% от общего числа зарегистрированных дистанционных хищений.
В текущем периоде зарегистрировано 155 заявлений граждан по фактам мошенничеств под предлогом получения «дополнительного заработка» (игры на бирже, получения бонусов, вклады).
Мошенничество по схеме «ваш родственник попал в ДТП» остается актуальной схемой аферистов. Зарегистрировано 7 преступлений, которые на сегодняшний день раскрыты, совершены они четырьмя гражданами, двое из которых несовершеннолетние.
Отмечено, что по-прежнему распространены хищения денег при совершении сделок купли-продажи товаров (176) по объявлениям в сети «Интернет», причем покупателей обманывают чаще, чем продавцов.
На долю мошенничеств «деньги в долг», совершаемых посредством социальных сетей и мессенджеров, приходится свыше 5% мошенничеств.
Код - только повод
Алексей Волков подробно рассказал о самой популярной схеме мошенников.
«Изначально, звоня человеку, злоумышленники уже обладают его персональными данными. Это позволяет им расположить к себе жертву. Их первая цель - чтобы человек продиктовал код от госуслуг. Далее поступает звонок либо якобы от Росинформмониторинга, либо от Центробанка, либо от правоохранительных органов. Человеку сообщают, что он общался с мошенниками, они получили доступ к его госуслугам и сейчас будут оформлять на него кредиты, поэтому необходимо перевести деньги на безопасный счет».
Волков сообщил, что вступил в силу закон, который не позволяет государственным организациям звонить посредством мессенджеров WhatsApp, Telegram. То есть, если поступает звонок от Центробанка или от операторов сотовой связи через мессенджер - это однозначно мошенники.
Также в этом году вступил в силу закон 272.1, который вводит уголовную ответственность за незаконное использование или передачу, сбор или хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные о гражданине.
Александр Егоров отметил, что мошенники быстро подстраиваются под ужесточение законодательства, придумывая новые способы обмана. По его словам, в последнее время стало больше звонков на домашний телефон, соответственно, страдают в основном граждане старшего возраста. Им звонят, представляясь сотрудниками управляющих компаний, Ростелекома, районной администрации, по поводу продления проверки счетчиков, продления договора на обслуживание домофона и т.п. Могу попросить продиктовать номер СНИЛС, чтобы «сверить данные».
А потом перезванивают уже на мобильный телефон, и далее - по вышеописанной схеме о том, что нужно обезопасить средства.
Причем сейчас более распространенным предлогом стало не «обезопасить» а «задекларировать» сбережения через «сотрудника Центробанка» во избежание поступления их на спонсирование запрещенных организаций.
«И это происходит в несколько ступеней. Мошенник, если понимает, что человек уже попался на удочку, и чувствует, что у него есть еще какие-то деньги, звонит снова: «вашу сумму задекларировали, с этими деньгами все хорошо. Но чтобы мы вам их вернули, необходимы остальные денежные средства, какие у вас имеются, предоставить нам». Поэтому, чем меньше мы даем информации по телефону злоумышленнику, тем больше шансов у нас не пострадать от них. А лучше вообще с ними не разговаривать. Потерпевший иногда даже не понимает, в какой момент он выдает нужные мошенникам данные, пока не обнаруживает, что его обманули и не приходит с заявлением в полицию», - предупреждает Егоров.
Также отмечалось, что еще два года назад номер, по которому звонили мошенники, мог определяться как номер правоохранительной структуры, Центробанка и т.п. Но сейчас у всех сотовых операторов работает система антифрод, и все такие номера блокируются, за пропуск - серьезная административная ответственность. А самому человеку, если поступил неожиданный звонок из банка, с почты и т. д., лучше положить трубку и перезвонить на официальный номер учреждения.
Когда биржа - не биржа
Как сообщил Александр Егоров, из общей суммы ущерба от действий мошенников порядка 100 млн рублей приходится на два случая. Первый, о котором мы недавно писали, это последствия онлайн-знакомства смоленского бизнесмена с женщиной из Саратовской области, которая под предлогом вложений в недвижимость выманила у мужчины около 50 млн рублей. Подозреваемые заключены под стражу.
Второй потерпевший потерял примерно такую же сумму, играя на бирже. Он переводил деньги в течение года и остался ни с чем.
Как пояснил Егоров, «брокеры» уговаривают человека установить приложение, имитирующее вход в личный кабинет какой-то известной биржи. А на самом деле этот личный кабинет администрируют мошенники. Игрок видит, что сумма растет, вкладывает снова и снова, а когда хочет вывести деньги, ему ставят условие, что для этого нужно такую же сумму еще «закинуть».
«Вот из-за этого и получаются такие космические ущербы», - констатирует Александр Егоров.
По инициативе Банка России заблокированы 20 тысяч номеров
Начальник отдела безопасности отделения по Смоленской области ГУ Банка России по ЦФО Роман Фисун привел общероссийские данные.
За I квартал 2025 года банки отразили 43,8 млн попыток злоумышленников похитить средства со счетов клиентов и защитили средства на 4,6 трлн рублей.
Тем не менее в первом квартале этого года преступникам удалось совершить 296,6 тысячи мошеннических операций почти на 6,9 миллиарда рублей, что практически соответствует среднему показателю потерь за последние четыре квартала.
Больше всего денег кибермошенники похитили через каналы дистанционного банковского обслуживания, например, онлайн-банкинг и переводы. Одним из способов такого хищения было заражение мобильных устройств пользователей вредоносными программами.
Банк России инициировал блокировку почти 20 тысяч телефонных номеров преступников, а также 7 тысяч мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях.
По оценке Банка России, около 40% похищенного это кредитные деньги.
Роман Фисун напомнил, что в 2025 году введены дополнительные меры для предотвращения киберпреступлений.
С 1 марта появилась возможность установления самозапрета на оформление кредитов и займов в банках и микрофинансовых организациях. Если кредиторы выдадут деньги, несмотря на установленный гражданином самозапрет, они не смогут требовать заемные средства у жертвы мошенников.
«Кроме того, по инициативе Банка России разработан и уже принят Госдумой закон о защите от мошенников, который вводит «период охлаждения» при получении кредитов и займов: на четыре часа, если сумма от 50 до 200 тысяч, и на 48 часов для сумм от 200 тысяч рублей. Этот закон вступит в силу с 1 сентября этого года», - пояснил Фисун.
Его совет по поводу общения с мошенниками такой же как у представителей УМВД не вступая в диалог, класть трубку.
Мария МИРОШИНА.
Фото: пресс-служба УМВД по Смоленской области