Прокуратура области в 2010 году проанализировала 5615 нормативных правовых актов на наличие коррупциогенных факторов
Органами прокуратуры области в 2010 году проанализировано на наличие коррупциогенных факторов 5615 нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, а также 1384 проекта этих нормативных актов. Данные проверки осуществлялись в рамках участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
В результате экспертизы в 139 нормативных правовых актах и их проектах (2009 году - 146), установлено наличие 248 коррупциогенных факторов (2009 году - 181). Коррупциогенные факторы выявлены в 123 актах, изданных органами местного самоуправления, и проектах этих актов, а также в одном проекте областного закона, 9 постановлениях Администрации Смоленской области. В результате экспертиз выявлено противоречие закону в 21 нормативно-правовом акте и их проектах, в то время как в 2009 году 41 акт и проект были таковыми.
В целях приведения названных актов в соответствие федеральному законодательству, органами прокуратуры принесены 17 протестов, направлены 17 информаций, внесены 104 требования об изменении нормативного правового акта.
В результате принятых прокурорами мер на конец года коррупциогенные факторы исключены из 129 нормативных правовых актов и проектов актов.
Вопросы исключения коррупциогенных факторов из остальных нормативных правовых актов (проектов) находятся в стадии разрешения. Случаев наступления негативных последствий в результате применения коррупциогенных норм не установлено.
С учетом установленной ст. 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" категорий нормативных правовых актов наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в актах, регулирующих правоотношения в сферах бюджетного законодательства, муниципальной собственности и муниципальной службы, а также соблюдения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Факты выявления коррупциогенных факторов в нормативных актах, регулирующих отношениях в сферах налогового, лесного, земельного градостроительного лицензионного законодательства единичны.
Так в сфере регулирования бюджетного законодательства выявлено 37 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, из которых 19 актов изданы в сфере регулирования правоотношений по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В сфере соблюдения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прокурорами выявлено 22 акта, содержащие коррупциогенные факторы, в т.ч. этот недостаток имеют 3 акта, регулирующие отношения в сфере социального развития.
В сфере регулирования правоотношений, связанных с государственной и муниципальной службой прокурорами выявлено 39 содержащих коррупциогенные факторы нормативных актов, в сфере регулирования законодательства о государственной и муниципальной собственности - 13 актов, в сфере градостроительного законодательства - 6 актов, налогового законодательства - 3, лесного законодательства - 2. По одному акту, содержащему коррупциогенные факторы, выявлено в сфере регулирования земельного законодательства и законодательства о лицензировании.
Анализ результатов антикоррупционной экспертизы свидетельствует о том, что наиболее распространенными являются коррупциогенные факторы, связанные с необоснованно широкими пределами полномочий должностных лиц при самостоятельном рассмотрении вопросов. При этом наиболее часто эти коррупциогенные факторы выявляются в актах, регламентирующих исполнение муниципальных функций и предоставление муниципальных услуг, а также актах, регламентирующих вопросы осуществления контрольных функций.
Работа по проведению антикоррупционной экспертизы продолжается.
Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью младший советник юстиции А.В. Боровиков