Сегодня воскресенье, 31 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 13   
23 марта 2011 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Смоленский городской Совет четвертого созыва продолжает претворять в жизнь «демаршевую» политику

Светлана САВЕНОК

Смоленский городской Совет четвертого созыва продолжает претворять в жизнь «демаршевую» политику, избранную изначально. Порой вообще создается впечатление, что большая часть нынешнего депутатского корпуса избиралась в представительный орган городской власти с одной единственной целью: действовать «наперекор вертикали».

«Назло бабушке…»

В такой ситуации мы не стали бы исключать даже анекдотичные варианты развития событий: к примеру, если завтра (условно говоря) областная власть в лице губернатора сделает жесткое заявление о недопустимости самороспуска нынешнего состава Горсовета, депутаты, следуя заданному вектору, вполне могут поддержать даже идею самороспуска («назло бабушке отморожу уши»).

А если серьезно, со стороны все выглядит так, что далеко не под все «принципиально важные» решения Горсовета можно подвести логическое обоснование. Некоторым депутатским решениям даже при всем желании и буйстве фантазии невозможно придумать «легальное» объяснение. Не писать же, в самом деле, что все эти «горсоветовские фортели» имеют банальное объяснение: «жесткая и непримиримая» борьба за власть всеми доступными средствами.

Кстати, что касается «доступных средств», судя по принимаемым решениям, в нынешнем депкорпусе установлена практически «безбарьерная среда». Таким образом, особых затруднений у заказчиков происходящей «политической смуты» не возникает.

«Расширительная политика»

Нынешнее «замыкание по вертикали» произошло опять по принципиально важному вопросу. Речь идет о расширении аппарата главы города Александра Данилюка за счет «всасывания» представительным органом некоторых структур администрации города и добавления «посадочных мест» для новобранцев в муниципальную армию чиновников. Понятно, что речь идет не только об усилении позиций главы города, но и о дополнительных бюджетных расходах (а это вовсе не сотни тысяч рублей, здесь более значительные траты предстоят).

На февральской сессии депутаты шестнадцатью голосами поддержали идею об обращении в Смоленскую областную Думу (с законодательной инициативой), к губернатору Смоленской области и главе администрации города с предложением изменить структуру главы города с «повышающим коэффициентом», с 17 до 50 сотрудников.

Процесс запущен. И в данной ситуации, как мы видим, «низы» (депутаты Горсовета, делегированные во власть своими избирателями) хотят. «Верхи» (депутаты областной Думы, губернатор Антуфьев и глава администрации Лазарев), в принципе, могут (захотят ли?). Что касается «самых низов» вертикали власти - населения - повторим: их мнение выражают депутаты горсовета, одобрившие расширительную политику главы.

Необходимая мотивация

Чем завершится попытка наращивания политической массы главы города, увидим уже в самое ближайшее время. Пока же всем адресатам депутатского обращения предстоит разобраться в трех вопросах: зачем это надо, что изменится и во что эта идея обойдется городской казне (и позволительна ли сейчас эта дополнительная бюджетная нагрузка)?

Вообще, если отбросить все подковерные шуршания, то вопрос по существу у совестливого «слуги народа», ратующего за «интересы населения» (а к «слугам» мы относим как депутатов, так и чиновников), должен быть один: как повлияет утверждение структурной реформы мэрии на жизнь жителей города и решение городских проблем? Все остальное - от лукавого. Впрочем, понимая, что таким образом проблематика изучаться будет вряд ли, проясним вопросы, на которые имеется так называемое «легальное» объяснение.

В связи с чем?

Как следует из пояснительной записки, «для осуществления в полном объеме полномочий», предоставленных главе города. Для этого, как следует оттуда же, «необходимы специалисты, непосредственно работающие с Главой города Смоленска». Прежде всего, речь идет о четырех штатных советниках (по коммунальному хозяйству, социальной сфере, транспорту и дорожному хозяйству, по работе с партиями, движениями и общественными организациями, с органами государственной власти и др.). Помимо советников, предлагается ввести должности руководителя и заместителя руководителя аппарата главы.

В числе обоснований для расширения аппарата кроме «обеспечения полноты полномочий» прописано еще одно объяснение: «Глава города представляет город Смоленск в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями; без доверенности действует от имени города Смоленска; подписывает договоры и соглашения от имени города Смоленска в пределах своих полномочий». А так как «глава администрации не наделен представительскими полномочиями», необходим перевод информационно-аналитического отдела из администрации в состав аппарата главы города c последующим его «утяжелением» в виде создания информационно-аналитического управления.

Прирастим число и расходы?

Итак, что в итоге получится? Надо отметить, что все пункты предложенной структуры аппарата главы направлены на «утяжеление». Так, помимо информационно-аналитического отдела, из горадминистрации планируется перевести в аппарат главы города специалистов отдела международных, межмуниципальных связей и туризма с дальнейшим преобразованием отдела в управление. В связи со «значительным ростом объема работы» правовым управлением (с увеличением штатной численности) должен стать и нынешний юридический отдел. Такая же история с общим отделом, который станет управлением по документационному и хозяйственному обеспечению. Кроме перечисленных управлений, в аппарат главы города войдет и управление бухгалтерского учета и отчетности.

И второй немаловажный вопрос: во сколько обойдутся бюджету нынешние инициативы? Как следует из пояснительной записки, в состав новой структуры аппарата главы города будут включены: 17 штатных единиц аппарата Смоленского горсовета, 8 штатных единиц администрации города (с соответствующим фондом оплаты труда) и 25 штатных единиц дополнительно.

Таким образом, планируемая численность аппарата главы города Смоленска и Смоленского городского Совета составит 50 единиц с общим годовым фондом оплаты труда 20 миллионов 713 тысяч рублей. Следовательно, «годовой фонд оплаты труда необходимо увеличить» на 14 миллионов 550 тысяч рублей.

Губернаторское «нет!»

16 депутатов из 25 поддержали идею структурной реформы аппарата главы города, и таким образом было оформлено решение сессии Горсовета - «за». Соответствующая законодательная инициатива направлена в областную Думу. Направлены обращения к губернатору и главе администрации города Смоленска.

Реакцию губернатора смоляне вскоре узнали из сообщения пресс-службы обладминистрации. Цитируем полностью.

«В случае принятия областной Думой изменений в закон «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», предусматривающих увеличение в три раза штатной численности сотрудников аппарата Смоленского городского Совета, губернатор Сергей Антуфьев в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Смоленской области воспользуется правом вето.

Об этом глава региона заявил на своей встрече с коллективом преподавателей и студентов Смоленской государственной медицинской академии. «В то время, когда в областном центре много нерешенных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности города, с состоянием его инфраструктуры, дорог, не может идти и речи о таком значительном увеличении численности муниципальных служащих и направлении на их содержание дополнительных бюджетных средств. Предложенный горсоветом вариант я не поддержу», - подчеркнул Сергей Антуфьев.

В прошлом году глава региона воспользовался правом вето при внесении Смоленской областной Думой изменений в закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», которые предусматривали увеличение размера должностных окладов депутатов, работающих на постоянной основе, а также количества должностных окладов в фонде оплаты труда для выплаты ежемесячных денежных поощрений. В случае вступления поправок в силу, фонд заработной платы областного законодательного органа в 2011 году должен был увеличиться на 8,2 миллиона рублей. Резкое увеличение численности сотрудников аппарата Смоленского городского Совета потребовало бы выделения из местного бюджета дополнительных 14,55 миллионов рублей в год».

Ничего личного

Если говорить прямо, отбросив ссылки на то, что «предложенная структура аппарата позволит более эффективно организовать работу по обеспечению деятельности Главы города и Смоленского городского Совета» и посмотреть на «сухой остаток» вышеизложенных предложений, вывод напрашивается сам собой. Это не что иное, как попытка создать фундамент для решения дальнейших политических задач. Предусмотренный штанным расписанием советник главы города по работе с партиями, движениями и общественными организациями, а также перевод в подчинение главе города информационно-аналитического отдела (с преобразованием в управление) нацелены именно на укрепление политического влияния через создание дополнительных административных рычагов.

Очевидно, что в случае успешного претворения в жизнь задуманного, Александр Данилюк будет иметь возможность расставлять нужные акценты и заказывать цветовую гамму информационной политики. То есть, за бюджетные деньги будет создано «единое окно», через которое население будет получать информацию о том, что происходит в городе-герое Смоленске и почему должно быть именно так, а не иначе. Причем, в одних руках (в аппарате главы города) окажется освещение деятельности и представительного, и исполнительного органов городской власти.

На самом деле большинству смолян до этого «перетягивания одеяла» вообще нет никакого дела. Им чиновничьи игры «по барабану». Для тех, кому все-таки интересно, что происходит в коридорах власти, но кто не является действующим игроком нынешней политической интриги (а мы к таковым относим и себя), это ни хорошо, ни плохо. Просто такая у нас данность (с марта 2009-го): устроить политический скандальчик местного розлива, расшатать ситуацию, «снять пенки». Чем хуже «верхам», тем лучше «игрокам». Ничего личного, всего лишь игра…

А что касается главы города Александра Данилюка, на наш взгляд, задуманное изменение структуры аппарата - вполне объяснимый шаг с его стороны (или не Александра Николаевича лично, а тех сил, представителем которых во власти он является). Этот шаг вполне себе укладывается в необходимый круг вопросов, который должен уметь решать любой политик. На самом деле, было бы странно, если бы глава города даже не попытался реализовать такую возможность. Почти по Путину получается, глава городского Совета, как мужчина, должен пытаться… В оригинале, если помните, «власть, как мужчина, должна пытаться, а пресса, как женщина, должна сопротивляться», но мы же и написали: почти по Путину.

Теперь слово за депутатами областной Думы. А они оказались в непростой ситуации. Потому что, если там есть намерение поддержать законодательную инициативу коллег из городского Совета (а по информации осведомленных источников, оно есть), то сделать это надо так, чтобы поддержка не выглядела «политической местью» за отказ губернатора подписать решение Думы об увеличении зарплат депутатам, работающим на постоянной основе.

P.S. Как уже было сказано, обращение с предложением об увеличении аппарата главы города поддержали 16 депутатов из 25, при этом некоторые, голосуя «за», на самом деле выступают «против» такого увеличения. По крайней мере, так они заявили в нашем экспертном опросе. Стоит отметить, что большинство представленных ниже депутатов было опрошено еще до появления информации о намерении губернатора Антуфьева использовать право вето в случае принятия областной Думой изменений, предложенных горсоветом.

Тамара Максимчук [голосовала «против»]:

- Моя позиция остается неизменной: я считаю, что если мы не можем найти в городском бюджете деньги на нормальное питание детей и школьников, то увеличивать аппарат непозволительно. Тем более - до полусотни человек. Это неправильно и несвоевременно.

Я, конечно, не хотела бы комментировать работу главы города, но, тем не менее, считаю, что если данное количество сотрудников аппарата не справляется с работой, то от увеличения численности будет только больше беспорядка, больше неэффективности в работе. В любой работе главное - системность. В работе аппарата городского Совета такой системности я не вижу, ни по отношению к депутатам, ни в части взаимодействия отделов аппарата.

Владимир Виноградов [голосовал «за»]:

- Что дает увеличение аппарата городского Совета? Во-первых, повышается статус его работников и уровень их оплаты. Сегодня у нас, к сожалению, люди работают фактически на голом энтузиазме.

Во-вторых, увеличение аппарата дает возможность полноценно исполнять возросшие функции главы города Александра Данилюка, в том числе, связанные с международными связями и межмуниципальным сотрудничеством. А у нас, напомню, одних городов-побратимов семь или восемь штук.

Конечно, пятьдесят сотрудников аппарата - это максимум того, чего бы нам хотелось. Но увеличивать его необходимо. Однозначно. При главе города - председателе городского Совета Вовченко, коммунисте, было пять освобожденных депутатов, и каждый из них «сидел» на той или иной депутатской комиссии. У каждого из этой пятерки был свой помощник из числа майоров-полковников в отставке, которому эта зарплата шла как доплата к пенсии. Это я к тому, что если мы хотим брать грамотных специалистов, заниматься развитием Смоленска, нам нужны люди совершенно другого мышления. А такие специалисты требуют иного уровня оплаты. На военных пенсионерах в аппарате мы далеко не уедем. Это путь в никуда.

В Твери аппарат состоит из шестидесяти четырех человек, в Тамбове - из пятидесяти двух. Там ведь тоже не дураки, правда?.. Естественно, увеличение штата определенным образом обременит городской бюджет, но цены управленческих решений, которые регулярно принимаются в аппарате, исчисляются миллионами, если не десятками миллионов рублей. У нас расходная часть городского бюджета составляет пять миллиардов рублей, и уследить за финансовыми потоками в одиночку не представляется возможным.

Нина Никонова [на сессии отсутствовала в силу объективных причин; на профильной депутатской комиссии голосовала «против»] :

- Как руководитель могу сказать, что дело не в размере аппарата и не в количестве работающих специалистов, а в эффективности их работы и уровне компетенции. Исходя из этого, в первую очередь необходимо делать ставку не на увеличение штата, а на повышение эффективности работы каждого сотрудника.

Как депутат, представляющий интересы избирателей своего округа, я хочу знать, за счет каких средств планируется реализовать обсуждаемое увеличение. Одно дело, когда аппарат увеличивается за счет привлеченных внебюджетных средств. Другое - путем перераспределения финансов в результате сокращения аппарата городской администрации. И третье - за счет тривиального увеличения бюджетных расходов на содержание аппарата.

Последний вариант, на мой взгляд, абсолютно неприемлем.

Сергей Петраков [голосовал «за»]:

- Я проголосовал «за», как и большинство моих коллег. Во-первых, мы перешли к другой структуре власти, при которой Александр Данилюк совмещает должности председателя городского Совета и главы города, и, как следствие, в два-три раза увеличился документооборот. Во-вторых, во многих муниципальных образованиях - аналогичных областных центрах - аппарат главы города в два-три раза больше, нежели сегодня в Смоленске.

Как руководитель комиссии по социальной сфере могу сказать, что у нас фактически нет сотрудников, прикрепленных к той или иной комиссии. И комиссии не могут работать полноценно. Новое штатное расписание предусматривает наличие сотрудников, которые будут заниматься работой комиссий, наказами избирателей. Очень серьезно усилится правовой сектор, появится лингвистическая экспертиза. Кроме того, предполагается увеличение штата контрольно-счетной палаты. Ее нынешний состав в полном объеме с работой не справляется: они в силах провести проверку тех же самых муниципальных предприятий максимум один раз за пять лет, а надо, конечно, чаще.

Резюмируя, хочу отметить, что увеличение аппарата очень серьезно скажется на качестве его работы.

Сергей Лебедев [голосовал «против»]:

- В настоящее время глава города является руководителем представительного органа (председателем городского Совета), и, конечно, у него появились несколько новых представительских функций. Хотя Александр Данилюк и упрекнул меня, что «вы в этой должности не работали», я отмечу, что наблюдал за работой всех глав муниципалитета, работавших до него. Основываясь на этом опыте, выскажу свои предложения: если штат аппарата главы города и должен быть увеличен, то лишь на несколько человек. У главы должен быть секретарь в приемной, помощник и заведующий канцелярией, занимающийся документооборотом. Итого три человека.

Если Александр Данилюк хочет и может полюбовно договориться с горадминистрацией и заберет в свой аппарат аналитический отдел и отдел международных связей, я не вижу в этом никакой проблемы, поскольку общая численность муниципальных служащих не увеличится.

Вадим Косых [голосовал «за»]:

- Я думаю, что раз уж мы приняли в Устав Смоленска изменения, наделившие председателя городского Совета полномочиями главы города, то должен быть образован и соответствующий аппарат, который будет решать вопросы главы города. Поэтому в какой-то степени аппарат должен быть увеличен. В какой именно - вопрос технический, его следует решать отдельно.

Сергей Назарьев [голосовал «за»]:

- Моя позиция остается прежней: я за увеличение аппарата. При этом нужно понимать, что речь идет об аппарате не только главы Смоленска, но и городского Совета. Заметьте, в нашем обращении к губернатору именно так и было указано.

Почему это актуально? Потому что многие обязанности, которыми ранее занимался глава администрации, перешли в компетенцию главы города. К примеру, общение с другими муниципальными образованиями или городами-побратимами. Существующий ныне аппарат, состоящий менее чем из двадцати сотрудников, ввиду подготовки к празднованию 1150-летнего юбилея города, ввиду увеличения обращений граждан, физически не может вытянуть такую нагрузку. Что же, заставлять его сотрудников работать не по восемь часов, а по пятнадцать, нарушая Трудовой кодекс? Я считаю, что наложение вето на данную инициативу является только временным фактором. Считаю, губернатор просто взял паузу, чтобы основательно вникнуть в проблему.

Валентина Олейникова [голосовала «против»]:

- У нас настолько велик разрыв в заработной плате бюджетной сферы и коммерческих структур, что увеличивать количество муниципальных должностей за счет налогоплательщиков как-то некрасиво. Да, нагрузка главы города и его функциональные обязанности намного расширились, однако в данной ситуации куда логичнее пересмотреть структуры, находящиеся в составе городской администрации, передав часть их в аппарат городского Совета. В таком случае реструктуризация представительного и исполнительного органов местного самоуправления пройдет без увеличения количества штатных должностей и финансовых затрат.

Юрий Михайлов [голосовал «за»]:

- Несмотря на то, что я голосовал «за», я выступаю против увеличения аппарата Александра Данилюка. А голосовал «за» я по той простой причине, что мне было интересно, как же поступит губернатор. Наше голосование - это, по большому счету, обращение к губернатору и областной Думе. Ведь именно они имеют право дать городскому Совету возможность увеличения аппарата главы города.

На фоне модернизации, о которой беспрестанно говорит президент Медведев, на фоне сокращения численности федеральных и других чиновников, в Смоленской области, по идее, должны наблюдаться аналогичные процессы. Если губернатор Антуфьев - эффективный и современный управленец, он должен принять правильное решение, соответствующее духу времени.

Вообще же, я убежден, что городом с такой площадью и численностью населения, как Смоленск должен управлять административный орган со штатом сотрудников в сто пятьдесят-двести человек. Не более.

Александр Банденков [голосовал «за»]:

- Как вы помните, некоторое время назад Александр Данилюк исполнял полномочия председателя городского Совета. Затем он был избран главой города, и к предыдущим полномочиям добавились новые, предусмотренные 131 федеральным законом. Вполне естественно, что в такой ситуации возрастает потребность в расширении собственного аппарата. Однако какое увеличение считать разумным? Увеличивать его в три раза, до сорока или пятидесяти человек - это, конечно, тупиковый вариант, да и все мы понимаем, что региональная власть такого не допустит. Я полагаю, что с учетом роста численности контрольно-счетной палаты данное увеличение может составить до десяти человек. Практика других регионов свидетельствует о том, что средний размер аппарата главы города составляет тридцать человек.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Архив

23 марта 2011

• Смоленский городской Совет четвертого созыва продолжает претворять в жизнь «демаршевую» политику  1363

Более 30 смоленских болельщиков поддержат сборную России в Ереване  701

На Смоленщине отмечается рост производства молока  572

Муниципальные районы Смоленщины манкируют своими обязанностями в деле развития культуры  675

В Смоленске власти предложили ввести налог на владельцев домашних собак  736

На Пасху жители Смоленска услышат звон новых колоколов Свято-Успенского кафедрального собора  752

«Круглый стол» с представителями земли Мекленбург – Передняя Померания  695

«Славянский базар» по-смоленски  869

Глава Мальцевского сельского поселения подозревается в получении взятки в размере 750 тысяч рублей  666



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)