С сентября 2010 года проводятся ежедневные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению фактов незаконной вырубки лесных насаждений
В соответствие с планом основных мероприятий УВД по Смоленской области проводятся ежедневные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению фактов незаконной вырубки лесных насаждений.
Эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности милиции и проводится системно с сентября 2010 года. Результаты впечатляют: с начала текущего года значительно снизилось число незаконных лесных порубок (более чем на 50%), а количество расследованных и раскрытых преступлений - увеличилось.
Если по магистрали едет груженная древесиной машина, инспекторы ДПС обязаны выяснить, откуда и куда она движется. Ежесуточно проверяется порядка 10-15 таких большегрузов.
- Днем, как правило, у водителей в наличии имеется полный пакет документов, - рассказывает начальник отдела оперативно-розыскной части УБЭП УВД по Смоленской области Константин Козлов. – Все бумаги правильно заполнены, и особых претензий не возникает. То есть можно утверждать, что вся древесина, перевозимая в светлое время суток, легальна.
Кардинально ситуация меняется вечером и ночью, когда с наличием и достоверностью всех документов начинаются большие проблемы. Нечестные на руки лесорубы и их помощники идут на всяческие ухищрения, только бы обмануть сотрудников ГИБДД и проскочить мимо них: они знают, когда у дорожных инспекторов пересменка и где чаще всего располагаются их посты. Кроме того, имеет место быть и водительская солидарность: автолюбители предупреждают друг друга о том, где стоят сотрудники ДПС. Однако есть «летучие» бригады ГИБДД, которые на одном посту долго не задерживаются, и угадать, в каком месте появятся дорожные стражи порядка, невозможно.
- Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться, - это отсутствие у перевозчиков документов на лес, - продолжает Константин Иванович. - По закону требуется товарно-транспортная накладная (ТТН), которая дает право перевозить древесину. Также мы требуем, чтобы у водителей при загрузке имелась лесная декларация (или ее заверенная копия), договор подряда или субподряда, в котором указывалось, где заготавливалась древесина. Этот договор должен заключаться с арендатором лесного участка либо напрямую с Департаментом лесного хозяйства. Также необходим перечень груза, находящегося на борту, по которому можно определить, где загружалась древесина и в каком объеме. В ТТН этих данных нет, но чаще всего водители могут предоставить сотрудникам ГИБДД только эту накладную.
В большинстве случаев дорожные инспекторы при досмотре документов не могут определить, где и когда именно проходила загрузка леса, а также были ли законные основания для этого. Кроме того, хитрые водители большегрузов могут предъявлять старые или поддельные накладные. Они будут совпадать по сортности, количеству и качеству продукции, но документами именно на этот груз могут и не быть. В тех случаях, когда документов нет или их содержание вызывает сомнение, дорожные инспекторы вправе поместить задержанное транспортное средство на стоянку ближайшего РОВД, где будет проводиться проверка и решаться вопрос о возбуждении уголовного дела или дела административного производства. С начала этого года осуществлено порядка 20 подобных проверок.
В декабре 2010 года состоялось Координационное совещание по обеспечению правопорядка на Смоленщине. По инициативе начальника областного УВД Владимира Морозова обсуждался вопрос о необходимости упорядочения и принятия в соответствие организации хранения, транспортировки и реализации древесины. Департамент по лесному хозяйству в свою очередь подготовил проект распоряжения областной Администрации «Об упорядочении перевозок древесины на территории Смоленской области».
- Однако к 27 января Правовой департамент, рассмотрев его, пришел к выводу, что у Администрации отсутствуют правовые основания для издания этого распоряжения, - говорит Константин Козлов. – Поэтому необходимого областного закона пока нет, и сотрудники ГИБДД могут сослаться только на Административный кодекс и статью про ТТН.
Несмотря на то, что областные чиновники на тот момент оказались не в силах что-либо предпринять, сотрудники милиции сдаваться не собираются и продолжают требовать у перевозчиков леса все необходимые документы, устраивать им встречные проверки, выезжая на место предполагаемого погруза. В начале марта после официального письма генерала Владимира Морозова в областную Администрацию проект распоряжения «Об упорядочении перевозок древесины на территории Смоленской области» был направлен на правовую экспертизу в прокуратуру Смоленской области и отдел законодательства субъектов РФ в Смоленской области Управления Министерства юстиции РФ по ЦФО. Ответа пока нет.
- Мы хотим, чтобы был выработан единый и эффективный механизм борьбы с «черными лесорубами», говорит начальник милиции общественной безопасности Сергей Гудилин. - Считаю, что никто не мешает принимать на местном уровне такие решения, если проблема на самом деле есть и требует незамедлительного вмешательства. Поэтому работу по проверке машин, груженых лесом, мы будем продолжать, чтобы добиться максимально положительных результатов. Хочется сохранить для наших потомков лесные массивы в нормальном состоянии. Если неконтролируемая вырубка и дальше будет продолжаться, неизвестно, чем это может обернуться для всей области.
Пресс-служба УВД по Смоленской области