Смолянину Владиславу Кононову удалось посидеть за рулем личной «Волги» первого космонавта
Тест-драйв гагаринской «Волги»
Смолянину Владиславу Кононову удалось посидеть за рулем личной «Волги» первого космонавта
Эта машина была подарена нашему земляку Юрию Гагарину советским правительством в 1961 году вскоре после успешно выполненного полета в космос, когда первый космонавт земли наконец-то сдал на права в общепринятом порядке.
Принимавший экзамен инспектор Амелин так вспоминал об этом событии: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права».
Трехскоростная с переключением передач на руле, радиоприемником и дермантиново-тканевой обивкой салона. Для большинства советских людей она была недостижимой мечтой, символом роскоши. Для первого космонавта – это было, скорее, доказательство признания его заслуг перед советским народом, страной и миром. Символ роскоши для многих, для Юрия Гагарина – один из символов признания его заслуг. Спидометр навсегда застыл на отметке в 90 тысяч километров. Через три года после гибели Гагарина, в 1971 году, автомобиль установили в павильоне возле дома-музея школьных лет на малой родине космонавта. За все время после постановки в стеклянный саркофаг гагаринская «Волга» трогалась с места лишь один раз – через дорогу до домика его родителей.
За без малого четыре десятилетия стоянки сгнили резиновые уплотнители, потрескалась обивка, потускнел хром деталей, облупилась краска. С реставрацией тянуть больше было нельзя. По словам музейщиков, ремонт понадобился после аномальной летней жары 2010 года, из-за которой краска местами потрескалась и выглядела непрезентабельно. Поэтому, когда в декабре прошлого года авто перегнали на реставрацию, специалисты в первую очередь занялись тем, что сняли старый слой и нанесли новое покрытие. И провели некоторые другие косметические процедуры для надежной консервации всех узлов и деталей машины.
Через два месяца работы были окончены. «Реставрация была неглубокой – в машине нет тормозов, при открытии дверей видны подтеки краски, кое-где шагрень, резина осталась старая, на кузове остались следы нескольких небольших аварий. Но все равно вид у авто потрясающий, – делится впечатлениями Владислав Кононов. – Ощущения за рулем вообще не передать. В саркофаге она выглядит настолько же недоступной, насколько ракета «Восток» на кадрах кинохроники первого полета человека в космос». Завести машину механикам позволили лишь один раз. Затем руководство музея строго настрого запретило повторять подобные эксперименты из соображений безопасности и сохранности столь ценного экспоната – мало ли что стало с проводкой за эти годы.
– Из автосервиса до места вечной стоянки «Волгу» буксировал обыкновенный «Уазик-буханка», – рассказал Владислав. – В павильон машину загоняли вручную – почти бурлаки от «Волги». Так что, хоть не покатался, но покатал. И не устоял – сфотографировался. Кто еще может похвастаться, что сидел за рулем личного автомобиля Гагарина.
Кстати
В куда более хорошем состоянии сейчас пребывает другой гагаринский автомобиль – спорткар «Matra-Bonnet Djet VS», выкупленный в начале 90-х годов литовским коллекционером Кястутисом Индзюлисом у вдовы космонавта. История появления этого спортивного авто в семье Гагариных берет начало в 1964 году, когда Юрия Алексеевича пригласили во Францию на авиационно-космическую выставку.
Однако за рулем этой красавицы он сидел нечасто. Его выезды на этой машине можно пересчитать по пальцам – видимо, за рулем иномарки советский космонавт чувствовал себя неуютно. Поэтому ездил на ней только по особым случаям. Так, 2 марта 1968 года за рулем «Matra» Юрий Гагарин приехал в Военно-воздушную академию им. Н. Жуковского – это был день окончания учебы, после которой он начал работать в Центре подготовки будущих космонавтов.
Татьяна МИРОНОВА