«Город» начинает новый конкурс - проекты ларьков XXI века
Как оценивают наши «малые формы архитектуры» гости города и специалист? Новый конкурс от «Города».
Чем хороший ларек отличается от плохого? Если говорить о внешнем виде, пожалуй что и ничем… Одинаковость и однообразие, особенно в контрасте с вновь появляющимися магазинами, салонами и растущими, как грибы после дождя, гипермаркетами, неприятно поражает. Если на эту «разницу» по привычке не обращают внимания смоляне, то гости города отмечают сразу – ларьки у вас жутковатые. Даже в центре города, не говоря уж о «спальных» районах. Надо же что-то тут решать… В связи с этим «Город» начинает новый конкурс среди читателей. Присылайте к нам в редакцию проекты ларьков XXI века: какими вы видите их дизайн, актуальный, эстетичных внешний вид? На конкурс принимаются работы профессиональных художников и архитекторов, а также любителей и даже просто самые что ни на есть детские рисунки. Призы будут в самых разных номинациях.А сегодня представляем вашему вниманию те «малые архитектурные формы» нашего города, которые вы видите каждый день. Фото, отснятые нашим корреспондентом, комментирует заслуженный художник России, сценограф, художник-постановщик Смоленского драматического театра Николай Агафонов
Рифленые типовые грибки на Смирнова
- Я их про себя называю «кексами». Характерная черта этих «грибочков» - такая тяжеловесная основательность. И «черкизонская» однотипность, линейность. Они тоже уже устарели морально и физически. Я очень понимаю представителей смоленского малого бизнеса и отношусь к их труду с уважением. Их главная задача – продать свой товар. С ней они успешно справляются. Многие из руководителей заботятся также и о внешнем виде своих ларьков, о креативности бренда. Это у них прекрасно получается. Но полно и образцов откровенной безвкусицы. На ларьки просто скучно смотреть. Не хватает игры, «фишки», однообразно все. Как-то в Москве я остановился у аптеки с оптикой. На окне – целое семейство, скульптурки из папье-маше – в очках. Красиво. Здорово. В Смоленске с фантазией и вкусом пока плохо. О том, чтобы привлечь дизайнера, который поможет достойно оформить торговую точку, мало кто задумывается. Еще одна беда владельцев смоленских ларьков – псевдографитчики, которые «добивают» своими росписями и без того скучный дизайн павильончиков. Но это уже недосмотр властей.
Ларьки для продажи проездных
- Тут просто nocomments. Какие-то тюремные будки.
«Открыто – стучите!»
- Стекло завешено сигаретами, заставлено бутылками и коробками. За ним – невидимый продавец, «рука дающая», отвернувшийся от мира. «Открыто – стучите!» - яркий показатель того, что культура потребительского общения у нас полностью отсутствует. Ее еще воспитывать и воспитывать. Эти точки продаж выполняют важную функцию, тем не менее их владельцы почему-то считают, что чем больше картинок на витрине, тем это больше будет стимулировать потребителя на покупку. Но на самом деле чисто с психологической точки зрения такая пестрота на подсознательном уровне вызывает у покупателя раздражение и агрессию. Он не может сосредоточиться и сразу увидеть то, зачем пришел.
«Синие» ларьки – привет из 90-х
- Эти «синячки», апофеозы скрипучести и шаткости, появились здесь еще в 90-е годы. И как-то так сложилось, что в этом городе задержались во времени. Тогда, в суровые 90-е, нам было не до эстетики: относились мы все к этим ларечкам с чисто утилитарной, потребительской точки зрения. Главное, что в них можно было купить пиво и кое-что из еды… А остальное было неважно. Слишком тяжело тогда всем жилось. Но 90-е давным-давно канули в Лету. Пора от этих «обломков старины» избавиться. Я не говорю о том, что от ларьков нужно избавиться ВООБЩЕ – нет. Ларек, как «модуль №1», всегда будет нужен потребителю. Необходим. Но задуматься об эстетике давно пора. Когда-то давным-давно, в 60-70-е годы, главным архитектором Смоленска был Герман Соосар. Для внешнего вида города он сделал немало: по его инициативе были снесены лишние заборы и заграждения в городе, в парке культуры появились эти замечательные узнаваемые мостики. Думаю, Смоленску очень не хватает «Соосара наших дней», человека с таким отменным чувством меры, вкуса и стиля.