Смоленские школы выстроили по ранжиру
«Рабочий путь» уже писал о том, что 19 лучших школ области получили по 1 миллиону рублей из федеральной казны в рамках нацпроекта «Образование», а точнее, его направления «Поддержка инновационных учебных заведений». Кто проводил отбор и по каким критериям, куда школы потратят деньги? Об этом нам рассказала Наталья РАКИТИНА, ведущий специалист отдела науки, общеобразовательных учреждений и инспектирования департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике.
Из почти 650 школ области заявки на участие в открытом конкурсе на получение государственной поддержки из федерального бюджета в размере 1 млн. руб. подали 36 учебных заведений. Самая крупная среди них - школа №33 города Смоленска с полутора тысячами учеников. На противоположном полюсе - такие «малогабаритные» школы, как Андрейковская со 184 учениками и Кайдаковская, где обучаются 138 детей (обе - из Вяземского р-на), Баскаковская (Гагаринский р-н) - 60 учащихся, Рыбковская (Сафоновский р-н) - около 60, Агибаловская (Холм-Жирковский р-н) - 51. Впрочем, то, что названия этих населенных пунктов мало известны широкой публике, ничуть не умаляет профессионализма педагогов, которые в них работают. Например, на базе Рыбковской школы в прошлом году проходила Всероссийская конференция по управлению качеством образования.
Областная конкурсная комиссия состояла из четырех групп. Специалисты института усовершенствования учителей, Смоленского отделения Российского психологического общества, профсоюза работников народного образования и науки, областной организации общества «Знание» изучали представленную документацию и вы-ставляли свои оценки по 10-балльной системе.
Список критериев, по которым проверяли работу школ, довольно внушителен - это качество обучения и воспитания, использование современных технологий в учебном процессе, участие в смотрах разного уровня и прочее. Конкурсная заявка каждой школы представляет собой толстенную папку с результатами работы за последние годы. На основе экспертных оценок составлен рейтинг школ, внедряющих инновационные образовательные программы. В итоге первые 19 вошли в число школ-миллионеров. Вот как выглядит пятерка лидеров:
- школа №33 города Смоленска - 353 балла;
- Андрейковская средняя школа - 344;
- гимназия эстетического профиля - 336;
- гимназия экономического профиля - 335;
- школа №8 с углубленным изучением иностранных языков г. Смоленска - 300.
Разница между 19-м местом, которое, кстати, заняла Баскаковская школа, обеспечив себе получение 1 миллиона рублей, и 20-м составила всего 0,8 балла. Впрочем, учебные заведения из нижней части рейтинга могут себя утешить тем, что в конкурсе-2007 победители нынешнего года участвовать не смогут.
Сейчас в районах идут конкурсы на поставку оборудования, и скоро учителя и ученики смогут потрогать руками материализованную высокую оценку своей работы. В тратах школы ограничены только программой развития.
14 млн. руб. решили потратить на материально-техническое оборудование, 2,7 млн. руб. - на лабораторное оборудование, 1,3 млн. - на повышение квалификации учителей (оплата курсов), 1 млн. - на методическое и программное обеспечение. Самым недостающим, судя по смете расходов, оказались компьютеры. А еще в списке приобретаемого - сканеры, принтеры, станки, компьютерные столы, книги, наглядные пособия, реактивы, целые предметные кабинеты... Дела с обеспечением школ до сих пор обстояли, мягко говоря, неважно.
Точные условия конкурса следующего года пока неизвестны. Но наверняка можно сказать, что он состоится. Принять участие в нем смогут и нынешние лауреаты, но уже с новой программой. А значит, шанс поправить материальную базу за счет средств, выделенных на национальный проект, будет и у других школ. И не только у школ - в следующем году в рамках нацпроекта будет проведен конкурс и для инновационных заведений начального профессионального образования.
Николай МЕДВЕДЕВ