Сегодня суббота, 20 октября 2018 года.

Поиск  

Пример: вдпо   
1 октября 2007 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Михаил Зысманов стал первым и последним мэром Смоленска

В том смысле, что лишь в его трудовой книжке можно обнаружить запись «мэр города Смоленска». Все остальные градоначальники официально именовались «главой администрации Смоленска» или «главой города Смоленска».

Инженер-строитель Зысманов, по собственным словам, оказался на первых ролях неожиданно. «Мои демократические взгляды по воле случая оказались востребованными партийно-номенклатурной элитой», - вспоминает он. В 1990-м Михаил Зысманов становится депутатом Смоленского городского Совета, а в 1991-м Борис Ельцин президентским указом утверждает его на должность мэра.

В 1996-м, когда Смоленский городской Совет принимает спорное с юридической точки зрения решение об отставке Михаила Зысманова, он покидает пост градоначальника.

В конце 1998-го Михаил Зысманов возглавляет региональное отделение общественной политической организации «Отечество», которым руководит до момента создания на базе «Отечества» и «Единства» партии «Единая Россия».

Сегодня семидесятилетний пенсионер Михаил Зысманов проводит много времени с двухгодовалой внучкой. Его хобби остались прежними: чтение и приусадебный участок.

- Михаил Гаврилович, как в начале 90-х выглядела процедура утверждения мэра президентом?

- Она была достаточно интересна. Прежде, чем представить президенту кандидатов на пост мэра Смоленска, за них голосовал городской Совет. Кандидатуры выдвигались депутатскими группами, и предлагать можно было только тех кандидатов, которые получили поддержку более половины списочного состава депутатов горсовета.

Нужное количество голосов набрали два кандидата: Владимир Прохоров и я, причем за Владимира Николаевича проголосовало больше депутатов, чем за меня. В принципе это было логично, поскольку он в то время являлся председателем горисполкома, а, следовательно, имел возможность использования так называемого административного ресурса. Я же агитацией собственной персоны не занимался.

После выдвижения кандидатур городским Советом нужно было получить «добро» депутатов Верховного Совета России от Смоленска, коими тогда являлись Роальд Волощук, Евгений Каманин и Николай Чмаров. Один из депутатов поддержал меня, два других - Владимира Николаевича.

Следующий этап - «добро» представителя президента в Смоленской области, Михаила Юрьевича Семенова. Насколько мне известно, он поддержал мою кандидатуру.

Последнее согласование должен был дать глава областной администрации Валерий Фатеев, который также поддержал меня, хотя, наверное, впоследствии глубоко об этом сожалел. Но на тот момент он, скорее всего, не мог поступить иначе, так как в стране шло движение в сторону демократии, а мой оппонент Владимир Николаевич Прохоров, без оценки его профессиональных качеств, все-таки являлся партийным функционером КПСС.

- Вы стали мэром, и, собственно, что?.. Было понимание ключевых проблем города? В каком состоянии находилась экономика Смоленска?

- Что делать в городском хозяйстве, мне было ясно. Без ответа оставался вопрос «как делать?». Когда я принимал Смоленск в декабре 1991-го, развал был полнейший: город не убирался, теплотрассы рвались, не хватало питьевой воды, пассажирский транспорт почти не ходил, школы не ремонтировались.

Большую половину 1992-го года мы потратили на поиск денег. Брали кредиты, выкупали со скидкой векселя предприятий. Кредитуясь у Сбербанка, использовали различные схемы, при которых кредиты получались практически беспроцентными. Необходимость в кредитовании острее всего возникала летом, когда начинались массовые ремонтные работы. Вообще деньги от налоговых перечислений смоленских предприятий появлялись в городском бюджете нерегулярно, как правило, в конце каждого квартала.

Действующий в то время закон о формировании бюджетной системы прописывал, что все налоги должны платиться предприятием по месту дислокации. К примеру, предприятия, расположенные в Смоленске, должны платить налоги в бюджет города. После чего, оставляя себе положенную часть, мы должны отдавать оставшиеся средства в региональный и федеральный бюджеты.

Но у нас были не очень приятные отношения с областной администрацией. Валерий Фатеев сотоварищи с завидным постоянством устанавливали заниженный процент отчислений в городской бюджет, хотя Смоленск всегда наполнял консолидированный бюджет области на 52-55 процентов. К примеру, в 1992-м нам оставили 11 процентов от всех налогов, собранных в городе. Путем переговоров и даже споров с губернатором удалось отвоевать еще полтора процента. Но и этого было крайне недостаточно, поскольку Смоленск был и остается наиболее обустроенным городом Смоленщины в плане инфраструктуры транспорта, дорожных покрытий, телефонизации. В упомянутом 92-м году нам пришлось утверждать бюджет с дефицитом в сорок (!) процентов. Так что без риска обходиться не удавалось.

Без лишней скромности отмечу, что в те годы Смоленск был единственным областным центром в России (за исключением Москвы и Ленинграда), в котором зарплата бюджетникам выплачивалась без задержек.

Помимо этого за счет бюджетных средств мы оплачивали лекарства льготным категориях смолян; обеспечивали бесплатную работу городских таксофонов; выпускали льготные проездные для школьников, учителей и студентов; оплачивали поставку фторированного молока для детских садов; возобновили строительство пятницкого путепровода и пустили три линии троллейбусов.

Приобретя машину по ремонту асфальтовых покрытий, мы довольно быстро привели в порядок дорожные покрытия на улицах Николаева, Дзержинского, Лавочкина и М.Еременко.

Все это и многое другое, заметьте, было сделано в страшный безденежный период первой половины девяностых.

- Период Вашего градоначальства запомнился еще и залоговыми аукционами, когда на волне всеобщей приватизации в Смоленске внезапно и вдруг появились собственники. С какими настроениями проходила приватизация? - На самом деле, депутатов, борющихся за демократические идеи, в Смоленском городском Совете было не очень много. Многие поспешили пристроиться в такие структуры, как фонд имущества, комитет по управлению имуществом, хотя мало кто из них понимал: как же проводить приватизацию? Когда я со своими заместителями ознакомился с государственными программами приватизации, утвержденными первыми лицами страны, то волосы на моей голове встали дыбом.

Существует такая наука как проектирование, в соответствии с которой поселение, или селительная зона, имеет определенный инфраструктурный шлейф, тянущийся за собственно жилыми зданиями. Проектирование учитывает множество инфраструктурных факторов: сколько должно быть магазинов, детских садов и школ (и где они расположены), каково расстояние до ближайшей школы или поликлиники и так далее.

В результате многодневной разъяснительной работы с депутатами мне удалось убедить самых рьяных приватизаторов, что эту инфраструктуру продавать нельзя. Совместно с моим замом Геннадием Косенковым был подготовлен ограничительный список объектов, не подлежащих приватизации, который мы вынесли на сессию горсовета. Но «левый» депутатский корпус нас не поддержал, потребовав приватизировать все и вся. Парадоксально, что в то же время эти депутаты-коммунисты выходили на митинги и пикеты, скандируя, что мэрия, мол, такая-сякая, собирается разбазарить народное имущество. Более того, меня вызывали на отчеты в областную администрацию, грозились письмами в администрацию президента. Ваш покорный слуга оказался главным и единственным «виновником», срывающим процессы приватизации в Смоленске…

В итоге мы постепенно приватизировали промтоварные магазины (с абсолютно пустыми в те годы полками). Причем по конкурсу продавалась начинка магазина и воздух, само здание оставалось в муниципальной собственности. Кроме того, за счет пониженной арендной платы мы обязывали собственника организовать отдел для малообеспеченных горожан.

- Михаил Гаврилович, Вы упомянули о сложных отношениях с областной администрацией. Как я понимаю, корень недопонимания связан с неким конфликтом Зысманов-Фатеев и Зысманов-Глушенков. В чем заключалась суть противостояния?

- Первая причина наших пикировок чисто экономическая. Как я уже отметил, областная администрация с завидным постоянством устанавливала заниженный процент налоговых отчислений в городской бюджет. Защищать бюджет Смоленска на заседаниях областной Думы приходилось лично мне. И даже прокуратура, орган, надзирающий за соблюдением законодательства, как правило, поддерживала областную администрацию. Впрочем, это было вполне объяснимо, поскольку назначение прокурора области согласовывалось с как губернатором, так и с областной Думой.

Следующий виток наших экономических разногласий начался, когда обладминистрация в нарушение закона о формировании бюджетной системы стала переводить часть смоленских предприятий в налогоплательщики областного бюджета, уменьшая тем самым нашу налогооблагаемую базу.

Существовала еще одна причина, не имеющая к экономике никакого отношения: знаменитая трехкомнатная квартира в обкомовском доме по улице Карла Маркса. Валерий Фатеев, став губернатором, изъявил желание в ней прописаться. Поскольку квартира находилась в муниципальной собственности Смоленска, он обратился с этим вопросом ко мне. Я в итоге отказал, узнав, что он имеет трехкомнатную приватизированную квартиру в Вязьме. После этого наши отношения сильно охладели.

Следующий губернатор Анатолий Глушенков поступил аналогично: в первые же дни своей работы он выдвинул мне целый список условий: и квартира в обкомовском доме, и участок земли в Красном Бору…

Вот таким образом Михаил Гаврилович «поссорился» с Валерием Петровичем и Анатолием Егоровичем (улыбается – авт.).

- На посту мэра Вас сменил Александр Прохоров, работавший главой администрации Промышленного района. Корректно ли по отношению к нему употребить такие глаголы как «подсидел» или «предал»? История с Вашим уходом вообще запутана…

- Александр Прохоров был неплохим футболистом, комсомольцем, затем - партийным работником, председателем Промышленного райисполкома. После того, как я вступил в должность мэра, было необходимо в течение десяти дней сформировать список претендентов и утвердить глав районных администраций. Я собрал максимум информации на каждого соискателя, поскольку страшно боялся взять человека, в послужном списке которого имелись, скажем так, не совсем честные дела. У Александра Прохорова такое дело было (связанное с рынком по ул.Соколовского – авт.). Поэтому его кандидатура отпала. Но постепенно бывшие комсомольские партийные функционеры набрались сил и начали работать за моей спиной. Причем работали грубо и бездарно. Все шло к тому, чтобы со мной поквитаться. Ко мне приходило много ходоков, рекомендующих назначить-таки Александра Прохорова главой Промышленного района. В конце концов так я и поступил.

По поводу своего ухода с должности могу заметить, что вообще-то, по указу президента срок моих полномочий не был ограничен. И освободить от занимаемой должности меня мог только тот, кто на нее назначил – президент. Однако «левый» городской Совет развернул настоящую кампанию против моей скромной персоны. Если в 1991-м мои демократические взгляды по воле случая оказались востребованными партийно-номенклатурной элитой, то в 1996-м, как говорится, концепция поменялась. В итоге я покинул пост мэра, согласившись с соответствующим решением горсовета, которое, в принципе было незаконным.

- Как-то не по-русски отдавать власть без боя.

- Вы правы. Но я не заблуждаюсь, когда говорю, что пять лет работы для мэра – достаточный срок. Я свою пятилетку отпахал. Хотя, естественно, сделал далеко не все из того, что было запланировано.

Жаль, что так и не удалось утвердить Устав Смоленска, проект которого мы разработали. В нем прописывался механизм избрания мэра - всеобщее голосование; присутствовал большой раздел, посвященный социальной защите чиновников; была проработана глава взаимоотношений городского Совета и мэра: кто и в каких случаях может выражать недоверие другому. К примеру, горсовет мог выразить недоверие мэру, если тот не выполнял решение горсовета или нарушал законодательство. А мэр мог выразить недоверие горсовету, если депутаты не принимали вовремя жизненно важные решения, такие, допустим, как городской бюджет.

Проект Устава был опубликован, после чего мы посчитали, что его нужно принимать на городском референдуме, причем «за» должны проголосовать не менее 50-ти процентов плюс один голос от числа смолян. Я даже подписал постановление о проведении референдума. Но тут началась бойня с компартией: суды, прокуроры… Признаться честно, это сражение я проиграл.

- Сегодня, по прошествии лет, Ваши демократические взгляды не поменялись?

- Нисколько. Я был и остаюсь убежденным сторонником всеобщих выборов как мэров, так и губернаторов. Но выборы эти должны быть осмысленными. В настоящее же время, когда отменен порог явки избирателей, сама власть, в принципе, может придти и проголосовать за себя. Где тут демократия – власть народа? Народ властен лишь в случае, когда своим большинством определяет, какой власти быть. Но если теоретически народным избранником можно стать, заручившись голосами лишь небольшой кучки людей, то это не что иное, как нарушение демократических принципов.

- Ваши оппоненты могут заявить, что отмена порога явки позволяет уважать волеизъявление тех граждан, которые пришли и проголосовали. Если своим правом голоса воспользовались немногие, то непризнание итогов выборов в данном случае – неуважение их прав.

- Вообще, наделение правами предусматривает возможность реализации этих прав. Прочтите Конституцию и скажите: есть ли у рядового гражданина возможность реализовать хоть одно из прописанных в ней прав? Право избирать есть, но есть ли у вас уверенность, что ваши голоса посчитают правильно?

Мне известен один-единственный вариант, когда власть можно считать народной: если любой претендент на избрание получает 50 процентов плюс один голос от списочного состава избирателей. В любом другом случае это не демократия.

Замечу, что довольно интересная система выборов существует в Австралии. Избиратели ставят номера нескольким кандидатам: одному первое место, другому – второе и так далее. Победителем оказывается тот, кто получил большую поддержку. В таком случае человек выбирает: я бы хотел видеть этого кандидата, но если он не пройдет, то я не против другого кандидата.

- Какой в таком случае контраргумент Вы можете привести на утверждение о том, что отмена прямых выборов глав регионов позволяет избежать появления в их числе околокриминальных личностей, юмористов и прочих, не совсем адекватных должности губернатора людей?

- Ни один человек, не получивший поддержки администрации президента, никогда не был избран губернатором ни одного из субъектов РФ. Все они предварительно получали «добро» на Старой площади. Это говорит об очень многом. И только под кандидатов, заручившихся поддержкой кремлевской администрации, шло финансирование, что естественно для нашего менталитета.

Что изменилось сегодня? На мой взгляд, кроме нарушения Конституции, в которой о выдвижении губернаторов президентом не сказано ни слова, ни-че-го. Вы обращали внимание на то, что президент представляет на утверждение заксобраниям тех же глав регионов, что и были? За редким исключением, когда встает вопрос о возбуждении уголовного дела против губернатора. Единственное новшество состоит в том, что сегодня президент может в один миг снять главу региона без всяких объяснений, с формулировкой «утрата доверия».

- Тогда как же можно интерпретировать целесообразность отмены выборов, озвученную именно президентом?

- Не стоит думать, что президент все затевает самолично. У него есть собственный аппарат – президентская администрация. Аппарат, замечу, совершенно непонятный.

- Какой вам видится нынешняя властная элита Смоленской области? В чем ее отличие от бывшей партийной элиты?

- К сожалению, способные, честные и талантливые люди на Смоленщине к власти никогда не приходили. Партийные функционеры, руководившие в разное время регионом, были середнячками, которые сильно не высовывались, колеблясь вместе с линией партии. Приблизительно то же самое происходит и сегодня.
Единственный проблеск случился на Смоленщине в период хрущевской оттепели, когда сюда была направлена группа талантливых молодых ребят, заложивших тот экономический фундамент, который продолжает разваливаться по сей день. Я имею в виду промышленные предприятия в Смоленске, на Поповке и Киселевке, а также в Сафоново, Ярцево и Рославле.
С моей точки зрения, Смоленщина до сих пор не родила ни одной светлой личности, пришедшей на первые руководящие роли. Поэтому упоминать слово «элита» я бы не стал, заменив его словосочетанием «политический класс».

- Ясно. Тогда каков, по-Вашему, срок жизни существующего на Смоленщине политического класса?

- Это срок зависит только от того, кто будет следующим президентом Российской Федерации.

Евгений Ванифотов

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Архив

1 октября 2007

Автомобиль И Характер Его Владельца.  1432

бесплатные тренировки.ДМД  1402

СТЭП берёт высоту  1166

Политические звезды на смоленском небосклоне  1084

Не понятно, почему Ельня не достойна носить президентское звание «Город воинской славы»  1183

Строительство без политики или что случилось с «Ледовым дворцом?  1274

• Михаил Зысманов стал первым и последним мэром Смоленска  2027

Свидетели правонарушений  1057

Максим Бабурин стал вторым игроком смоленской команды, которому покорился рубеж в 100 сыгранных за нее матчей  1109

Со второй попытки действующий чемпион области «Металлург» все же стал обладателем кубка  972

Кому достанется «черная метка»?  1036

Четверо смолян отправятся на чемпионат Европы-2007  970

Евразийские игры стали бенефисом смолян  1072

Смолянка Наталья Соловьева не сумела завоевать медалей на завершившемся в эстонском местечке Отепя чемпионате мира по летнему биатлону  929

Смоленский «Феникс» выиграл предсезонный турнир в Анапе  960

Второй раз подряд ФК «Смоленск» преподносит крайне неприятный подарок к Дню города  1109

Уходящий легкоатлетический сезон стал одним из самых успешных в истории смоленского спорта  1077

В Смоленской медицинской академии начала работу всероссийская конференция «Профилактика наркомании и борьба с незаконным оборотом наркотиков»  983

Заведующая детским садом «Ромашка» обвиняется в мошенничестве и в целом ряде других преступлений  1185

Реформа энергетики – итоги первого года  1894

Лига Чемпионов - 2007/2008., Групповой Раунд (первая игра)  975

Еврофутбол.Игра#8. 26-30 сентября.  946

В Смоленске прошел фестиваль силовых видов спорта  1120

Смоленское Поозерье - самый массовый спам  2088

Прощальная пресс-конференция  897

Приватизация приостановлена  987

Новые подходы в профилактике наркомании и наркопреступности  1133

Пожар  931

Лига Чемпионов - 2007/2008., Групповой Раунд (вторая игра).  910



   Яндекс.Метрика

 

info@smolnews.ru

Информер

Следите за нами в Twitter