Сотрудники мемориального комплекса «Катынь» подготовили передвижную выставку, рассказывающую о политических репрессиях на Смоленщине
Сотрудники мемориального комплекса «Катынь» подготовили передвижную выставку, рассказывающую о политических репрессиях на Смоленщине. Красный террор 20-х, раскулачивание, коллективизация, большой террор 30-50-х годов – все эти этапы борьбы советской власти с собственным народом отражены на стендах выставки. Экспозиция рассчитана, прежде всего, на юное поколение, ничего о репрессиях не знающее. А знать надо!
На прошлой неделе члены Смоленского отделения Ассоциации жертв политических репрессий посетили мемориальный комплекс «Катынь», сотрудники которого разработали и создали передвижную выставку для школ, рассказывающую о политических репрессиях на Смоленщине.
Это несколько больших стендов с фотографиями документов и отдельных граждан, как известных, например, маршал Тухачевский, так и никому ныне, кроме ветеранов спецслужб, неведомых, но так или иначе растоптанных советским режимом.
Первый стенд посвящён «красному террору», мало изученной теме нашей доблестной истории, связанной со становлением на Смоленщине советской власти. Приведен ряд документов, рассказывающих о деле генерала Дормана, деле Павловского. Здесь же фотографии из уголовных дел и материалы смоленских газет, касающиеся генерала Дормана, список расстрелянных по этому делу. Однако, репрессии в период «красного террора» не были масштабными, поясняют сотрудники мемориала, с 1918 по 1920 год смоленское ЧК расстреляло около 100 человек. На фоне грядущих «побед» советской власти, действительно, не много. А с позиции дня сегодняшнего?.. На стенде приведены имена казнённых. А теперь попытаемся представить, как бы нам спалось, пилось и елось, расстреляй органы охраны правопорядка сотню смолян, допустим, с 2009-го по нынешний год.
Следующая часть выставки повествует о процессе изведения на смоленской земле крестьянства как класса, через террор, раскулачивание и коллективизацию. Коллективизация была насильственной, на выставке приводятся протоколы заседаний, в том числе и знаменитых «троек», решавших судьбы сельских тружеников. Статьи смоленской прессы, а также статья Сталина «Головокружение от успехов» на тему коллективизации, фотографии некоторых семей. Есть фотография товарища Андреева, возглавлявшего комиссию по депортации смоленских крестьян в Сибирь. К сожалению, нет ни слова о семье поэта А.Т. Твардовского, которая в числе многих других тоже была сослана. А ведь есть книга И.Т. Твардовского, «Родина и чужбина», где подробно об этом рассказывается. Смотрим дальше, вот фотография здания в Вязьме, где содержались арестованные «кулаки» непосредственно перед насильственной высылкой. Здесь же приведены материалы, отражающие судьбы конкретных людей, в частности, семьи Цветковых. Но сотрудники мемориала ждут отклика смолян, надеясь, что найдётся немало желающих рассказать о трагедии своих прадедов-крестьян, принести те или иные свидетельства о пережитом «на стройках социализма» для помещения в экспозицию выставки.
И наконец, стенды, отражающие «большой террор», когда ссылка уже считалась почти счастьем, а число расстрелянных, брошенных в концлагеря смолян исчислялось едва ли не сотнями тысяч. Приведены очень понятные графики динамики репрессий в СССР. Здесь же первая советская Конституция, принятая в 1936 году, которая официально закрепляла понятие «враг народа». Перед нами пример того, как советское государство законодательно регламентировало геноцид в отношении народов СССР. Есть фотографии таких служителей и жертв террора, как нарком Ежов и маршал Тухачевский, с чрезвычайной жестокостью силами Красной армии подавлявший восстание крестьян в Тамбовской области (один из эпизодов коллективизации), в том числе и с применением отравляющих газов. А вот товарища Ягоды нет. Лаврентия Павловича Берии тоже нет. Напрасно. Ах, да, он не имел прямого отношения к Смоленской области. А во сколько тысяч жизней наших земляков, сломанных судеб обошлось лишь косвенное влияние кавалера многих орденов Лаврентия Павловича Берии на Смоленскую область? А с другой стороны, он ведь тоже «пострадал», будучи расстрелянным где-то в кремлёвских закутках или неких смежных помещениях за попытку первого в СССР ГКЧП.
Да, выставка вызывает немало вопросов и не столько рассказывает о репрессиях, скорее, обозначает широту, разброс тематики основных примет тракта в коммунизм. Экспозиция рассчитана на юное поколение, ничего о репрессиях не знающее, да и знать вообще о чём-либо не стремящееся. Но знать об уничтожении советским государством миллионов собственных граждан во имя торжества марксистско-ленинской идеологии необходимо, ведь именно эта, не знающая аналогов трагедия является едва ли не главной смысловой составляющей истории нашей страны в XX веке.
Спасибо мемориалу «Катынь» за выставку, она, как нас заверили сотрудники, предназначена для школ. Остаётся лишь надеяться, что школы ею воспользуются…
Автор: Александр Березнев