Руководителю творческого объединения «АртПроИск» Алексею Довганю исполнилось полвека
Известному ювелиру, живописцу, графику и руководителю творческого объединения «АртПроИск» Алексею Довганю исполнилось полвека. К дате творческой зрелости приурочена персональная выставка Алексея Николаевича, открывшаяся в Доме художника.
Многогранное дарование А. Довганя не укладывается в тот или иной жанр. Художнику подвластны сложные композиции, владение многообразными приёмами и живописного, и ювелирного искусства, тому пример призовые фигурки, которыми награждаются победители Всероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс», проходящего в Смоленске с 2008 года. Экспозиция открывшейся выставки как раз и отражает эти многосторонние устремления А. Довганя.
В первом зале представлены ювелирные работы: серьги, колье и что-то ещё. Страдая хроническим равнодушием к ювелирным изделиям как таковым, предоставлю мнение искусствоведа по данной части выставки:
«А. Довгань удивительно изобретателен в поисках красивой конструкции, формы, декора. Наиболее ярко творчество художника проявилось в произведениях, выполненных в серебре и украшенных наиболее выразительной техникой гравировки, делающей изделие по-настоящему ювелирным. Многие произведения имеют неповторимый облик потому, что их конструкции содержат обилие подвижных деталей. Пытаясь продемонстрировать выразительные возможности серебра, художник делает его то ослепительно блестящим, то матовым, мягко мерцающим… Работы А. Довганя отличаются богатством тонкого блестящего орнамента в создании образа, через постижение народного фольклора, древнерусской архитектуры, библейских сюжетов».
Здесь же рисунки автора, выполненные цветным карандашом по бумаге. Работы «Алконост», «Скучающий Соломон», «Князь», «Паж», «Лунные мечты», «Краб», Креветка», серия «Игра в солдатики» и ряд других поражают техникой владения карандашом и образностью мышления художника. Здесь реальность предстаёт узнаваемой и фантастической одновременно. Вглядываясь в эти рисунки, начинаешь догадываться об источнике появления на свет ювелирных изделий А. Довганя – непредсказуемых, ни на что из существовавших ранее ювелирных штучек не похожих. Но идём далее.
Во втором зале зрителей ждут живописные полотна А. Довганя. Что бы ни изображал этот художник – «Февраль», «Утро у пруда» – чувствуется непоправимый оптимист. Яркие краски, иногда фактурные мазки, доминанта цвета над рисунком одаряют ощущением праздника. Мир в восприятии А. Довганя предстаёт как торжество мажорной симфонии Творца. Так, на полотне «Тропинка», где царит устоявшаяся зима, где человеческое жильё беззащитно, и ведущая к нему тропинка с её неровностями, с едва уловимой хрупкостью должна бы вселять ощущение стужи, обречённости земного бытия, как минимум его скованности неумолимой природой, но – нет! От полотна исходит радость, среди морозов и снегов продолжается жизнь, исполненная света и непреходящего, никаким холодам неподвластного тепла. И так везде, на всех полотнах А. Довганя, свет надежды и здоровый оптимизм определяют эмоциональную гамму передаваемого образа, будь то деревня или причал в Пнёве. Даже занесённый снегом камыш у берегов замёрзшего озера несгибаем в своей живучести!
Особое внимание вызывает серия работ «Чёрно-белые сны», которая, прежде всего, напоминает о забытой традиции семейной фотографии. Возвращает во времена, когда поход семьи в фотоателье был событием, требующим тщательной подготовки и остающимся навсегда в памяти всех его участников. Перед нами лица людей минувшей эпохи, когда жили скромно, роднились и всех своих помнили. О, этот приличный вид россиян из середины 50-х начала 60-х годов, тщательно подготовленный для общего фото! Каким трудом он доставался, сколько стоил! И не только в денежном эквиваленте… Вглядываясь в простые лица этих людей, нетрудно представить, сколько испытаний, непосильного труда пережили они, какие скромнейшие надежды грели их сердца. Но и здесь художник верен своему оптимистичному восприятию жизни. Его ретроспективный взгляд на свои корни, явно далёкие от богемы или номенклатурной уверенности, дарит оптимизм, свет тёплой живой памяти о людях достойных. Выставка продлится до 11 сентября. Автор: Александр Березнев