Смоленские нотариусы получили ключи электронно-цифровой подписи
Смоленские нотариусы получили ключи электронно-цифровой подписи. Их вручил директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» при Федеральной нотариальной палате Эдуард Махноносов. Он и открыл семинар, посвященный применению новых информационных технологий.
Для развития цифровых технологий недавно был создан и аккредитован удостоверяющий центр нотариата России. Его задача – обеспечить средствами электронной цифровой подписи нотариусов. Развитие электронного документооборота в российском нотариате позволит, с одной стороны, сделать взаимодействие нотариуса с физическими и юридическими лицами более эффективным и удобным. С другой стороны, создаст условия для продуктивного взаимодействия нотариата с государственными и муниципальными органами по множеству вопросов, таких как удостоверение сделок и регистрация права, а также регистрация юридических лиц. Об этом и шла речь на семинаре, где выступили начальник Удостоверяющего центра нотариата России Михаил Веселов, специалист отдела безопасности Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Владимир Герман.
По окончании семинара его участники отметили актуальность обсуждаемых проблем, обменялись мнениями и поблагодарили руководство Федеральной нотариальной палаты за предоставленную информацию.
Эдуард Махноносов дал интервью «СН»:
– Электронная цифровая подпись (ЭЦП) является главным инструментом для того, чтобы электронные документы обладали официальным статусом. Ее использование регламентируется федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ. В конце 2010 года в Москве открылся Удостоверяющий центр нотариата России. В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об электронной цифровой подписи», удостоверяющие центры должны создавать ключи электронной цифровой подписи, а также проводить все операции с ними. Главная задача, которая стоит перед этим центром в ближайшее время, – изготовление ключей ЭЦП для всех нотариусов России. Мы, в свою очередь, знакомим нотариусов с практическим применением электронно-цифровой подписи.
– Эдуард Викторович, как будет выглядеть работа с электронной подписью и что даст обычному гражданину переход с бумажного документооборота на электронный?
– Этот «перевод» будет выглядеть следующим образом. Гражданин, который ничего не хочет знать об электронных подписях, приходит к нотариусу. Тот составляет текст, например, завещания в электронном виде. Гражданин каким-то образом подпишет это завещание – подробная процедура будет позже определена подзаконными актами. Французы, например, подписывают такие документы с помощью планшета. Возможно, будет разработана технология с использованием отпечатка пальца или универсальной электронной карты. Технология должна быть недорогой и доступной для большинства. После подписания завещание поступает в электронный архив, а по необходимости оттуда извлекается. Конечно, отработка технологии – задача не одного года.
Несколько примеров. Нотариус, который является владельцем сертификата электронного ключа подписи, не только составляет документы и заверяет их, но и может взять на себя все действия по взаимодействию с государственными органами. При нотариальном удостоверении сделки, по которой требуется дальнейшая регистрация перехода права собственности, нотариус сам в электронной форме собирает все необходимые документы и справки, направляет их в регистрирующий орган и получает документы после регистрации.
Это означает, что заявитель избавлен от необходимости хождения по многочисленным государственным и муниципальным организациям, стояния в очередях, исправления ошибок и т.д. В случае создания полноценной системы электронного документооборота, связывающего нотариат со всеми государственными органами, выполнение этих функций для нотариуса не будет являться сложным или затратным по времени и средствам.
Таким образом, новые возможности нотариата позволят упростить для граждан трудоемкие и нудные процедуры, которые неизбежно приходится проходить многим. В первую очередь, это оформление наследства, проверка подлинности документов при оформлении имущественных прав, заключение сделок, продажа жилья.
– В качестве примера Вы называли взаимодействие нотариата со Сбербанком РФ. Этот проект уже работает?
– Пока эта услуга оказывается в качестве эксперимента. В следующем году она будет иметь массовое применение. Предполагается, что нотариусы смогут получать по защищенным каналам информацию о денежных вкладах, наличии завещательных распоряжений, а также другие сведения, необходимые для оформления наследственных прав. При этом прямого доступа к счетам нотариусы не получат. Банкиры ответят на запрос лишь в том случае, если будут вправе.
– Насколько я знаю, в России уже существует электронный банк отмененных доверенностей…
– Да, там насчитывается свыше 150 тысяч записей. Часто возникали случаи, когда злоумышленники успевали получить определенные услуги раньше, чем в госорган или банк приходило почтой уведомление о том, что эта доверенность была отменена ранее. Теперь Сбербанк России, например, также может проверить наличие действующей доверенности, прежде чем совершать кредитные операции. Также банк самостоятельно может проверить, была ли выдана доверенность, например, для получения кредита. Это пока единственный банк, на примере которого в тестовом режиме отрабатывается взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой России. Хотя предложения поступали и от других банков, но это вопрос перспективы на следующий год.
С января этого года в ЕИС учитываются используемые нотариусами защищенные бланки единого образца. Далее будет создаваться Единый электронный реестр нотариальных действий.
Создание электронного архива нотариальных актов – ключевой пункт законопроекта об электронном нотариате. Этот архив собираются подключить к общегосударственной системе межведомственного электронного взаимодействия. Федеральная нотариальная палата направила Минкомсвязи проект соответствующего соглашения.
Еще проще будет с доверенностями на автомобиль. На универсальной электронной карте, которую раздадут всем россиянам, будет и такое приложение, как водительские права. Возможно, с помощью УЭК можно будет и оформлять электронную доверенность, и ее не нужно будет возить с собой, сотрудники ГИБДД смогут посмотреть ее в специальной базе данных.
– К каким документам уже сейчас имеет право обратиться нотариус, имеющий электронную подпись?
– Нотариус сможет получать юридически значимые выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по электронным каналам связи.
- Вы говорили о «массовой доступности» новых информационных технологий. Но далеко не все люди «дружат» с компьютерами. Не будет ли процедура электронной подписи каким-то образом осложнять работу нотариуса?
– Как раз это одна из целей нашего семинара – объяснить участникам нотариального сообщества алгоритм действий при работе с электронными документами и успокоить людей, что это не так страшно.
– Эдуард Викторович, в связи с началом новой эры в нотариате – электронного документооборота – встает вопрос о защищенности информации...
– В соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» наиболее защищенной является электронная подпись. Доступ к ней есть только у нотариуса, имеющего кроме того сертификат аккредитованного удостоверяющего центра. Даже если злоумышленник получит доступ к компьютеру нотариуса, он не сможет получить доступа к информации на жестком диске. Она зашифрована секретным ключом. В случае утраты ключей по какой-либо причине, они немедленно блокируются, также как банковская карта.
В целях безопасности предусмотрено так же ежегодное обновление ключей.
– Благодарю Вас за содержательную беседу!
В тему
По словам президента Федеральной нотариальной палаты Марии Сазоновой, электронная система решает сразу несколько задач. Во-первых, благодаря защищенным каналам связи и закольцованному обмену информацией с госорганами, значительно снижается риск подделки документов. Во-вторых, сокращается скорость обработки информации при получении запросов. В-третьих, упрощается процесс и для граждан, поскольку их обращения обрабатываются по принципу «одного окна».
«Раньше гражданину приходилось обходить огромное количество банковских учреждений для того, чтобы найти, в каком банке находился вклад наследодателя, в каком размере, полагается ли ему компенсация, и на это уходило 2-3 месяца. Сегодня же с использованием электронных технологий этот срок сократился до 2-3 дней», – говорит Мария Сазонова.
Кроме того, найти старое завещание теперь легко можно при помощи ЕИС. База данных информации о завещаниях, удостоверенных нотариусами, сформирована на основании архивов государственных нотариальных контор с 1980 года.
Автор: Татьяна Шатыркина