От всех нововведений в законе о техосмотре пострадают малообеспеченные россияне
Согласно новому закону о техосмотре, теперь новые автомобили (до трех лет, начиная с года выпуска) не должны будут проходить техосмотр.
Владельцам автомобилей (в том числе грузовиков до трех тонн) в возрасте от трех до семи лет нужно будет проходить ТО раз в два года, а владельцы машин старше семи лет будут обязаны делать это каждый год. При этом такси, автобусы и маршрутки, то есть все те, кто занимается перевозками пассажиров, должны будут проходить ТО каждые полгода.
От ТО освобождаются прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны. Кроме того, теперь автовладельцы смогут проходить ТО в любом техцентре РФ. ГИБДД не будет проводить технический осмотр, за ней сохраняется лишь функция контроля. Получить этот документ можно как на существующих пунктах гостехосмотра, где его в настоящее время выдает сотрудник ГИБДД, так и на частных станциях, за которые отвечает Российский союз страховщиков (таковых в Смоленской области на сегодняшний день нет). Для новых машин талон будут выдавать прямо при регистрации. С 2012 года ТО можно будет проходить абсолютно в любом регионе страны, а не там, где машина зарегистрирована. Кроме того, при прохождении техосмотра больше не нужно будет показывать медицинскую справку, полис ОСАГО и нотариально заверенную доверенность (если водитель не собственник). Достаточно будет иметь простую рукописную. Мало того, на ТО больше не придется демонстрировать аптечку.
Опубликован приказ Минэкономразвития «О типовой форме договора на технический осмотр». Именно этот документ устанавливает ответственность службы техосмотра за проверенный автомобиль. И если те или иные неисправности не были выявлены или они не были внесены в диагностическую карту, то оператор техосмотра должен будет компенсировать весь материальный ущерб в случае аварии. Естественно, если авария произошла из-за технической неисправности.
Есть и другие важные особенности. Например, если автомобиль не прошел техосмотр с первого раза, то при повторном обращении придется платить заново. Но только за осмотр тех недостатков, которые были выявлены в первый раз (раньше в течение 20 дней можно было не платить за повторный осмотр). По новому закону вносятся и кардинальные изменения в систему ОСАГО: сначала водитель должен пройти ТО, и только после этого он может купить полис обязательного автострахования. Наличие страхового полиса и будет являться подтверждением того, что водитель прошел техосмотр, а сотрудники ГИБДД не будут требовать предъявления соответствующего талона.
Продолжительность техосмотра по новым правилам не должна быть больше 40 минут, а его стоимость не должна превышать двух тысяч рублей, – заявили в Правительстве РФ. Каждый субъект федерации может ввести свои понижающие коэффициенты.
А вот стоимость ОСАГО однозначно подорожает. Сегодня базовый тариф составляет 1980 рублей для легкового автомобиля физических лиц и 2375 рублей – для юридических лиц, и он не менялся со «дня рождения» ОСАГО – 2003 года. Вопрос корректировки базового тарифа обсуждается с привлечением независимых экспертов, специалистов Минфина, представителей страхового сообщества, Но то, что предлагаемые изменения повлекут за собой рост тарифа, можно не сомневаться. Исходя из предлагаемых поправок, потребуется увеличение не менее чем на 50 процентов.
Пока же страховщики ввели с 28 июля текущего года повышающие коэффициенты при неизменном базовом тарифе, то есть базовая тарифная ставка умножается на ряд поправочных коэффициентов.
И вот как это выглядит сейчас
Прежде всего, повысился региональный коэффициент: в Смоленске он вырос с 1 до 1,2, в Вязьме, Рославле, Сафонове, Ярцеве – остался без изменений, а в прочих городах и населенных пунктах поднялся с 0,55 до 0,7. Согласно постановлению правительства, поправочный коэффициент для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения до трех лет увеличен с 1,7 до 1,8, для автолюбителей с тем же стажем, но в возрасте старше 22 лет – с 1,5 до 1,7, а для водителей моложе 22, но со стажем свыше трех лет – с 1,3 до 1,6.
Законодатели не обошли вниманием и мощность авто: для машин с двигателем от 51 до 70 «лошадей» коэффициент возрос с 0,9 до 1, с 71 до 100 лошадиных сил – с 1 до 1,1.
Также были внесены коррективы в коэффициенты по периоду использования автомобиля и по допуску количества лиц к управлению. Для трехмесячной эксплуатации показатель возрос с 0,4 до 0,5, для четырехмесячной – с 0,5 до 0,6, пятимесячной – с 0,6 до 0,65. Напомним, что при эксплуатации авто свыше 10 месяцев в году коэффициент равен единице. При допуске к управлению автомобилем неограниченного количества лиц коэффициент увеличивается с 1,7 до 1,8.
Остался в силе понижающий коэффициент за езду без аварий. При отсутствии обращений в страховую компанию за предыдущий период страхования он позволяет снизить стоимость полиса на 5 процентов в год. Однако если по договору ОСАГО производились выплаты, то будет применен повышающий коэффициент, увеличивающий цену полиса.
Таким образом, в большей степени увеличение коэффициентов затронуло интересы молодых водителей: за страховку им придется заплатить в 1,4 раза больше, чем ранее. Замечу, что сейчас рассматривается вопрос об увеличении коэффициентов для владельцев машин старше 7 лет. По мнению страховщиков, такие авто требуют вложения больших средств на ремонт, нежели новые автомобили.
Подводя черту, можно сказать, что от всех нововведений пострадают малообеспеченные россияне, которые не могут менять авто каждые три года и, соответственно, не платить за ТО ни копейки. Автовладельцы уже окрестили новые тарифы «оброком для бедных».
По замыслу законодателей, новый закон должен заработать с 1 января 2012 года. Однако, страховщики заявляют, что процедура ТО в соответствии с новым законом запущена в предполагаемые сроки не будет, есть в законне немало «скользких» мест. А поскольку разъяснений властей можно ожидать только после президентских выборов, и для предотвращения массового наплыва владельцев транспортных средств в пункты ТО и страховые компании, сроки запуска механизма прохождения нового техосмотра придется отодвинуть как минимум на полгода
Автор: Татьяна Шатыркина