Воздухоплаватели бороздили небо над Смоленской областью, охотясь за крестами и километрами
Турнир аэростатов начался 22 мая. Пилотам и их помощникам предстояло выполнить немало спортивных заданий, чтобы завоевать свое место в спортивном зачете. А еще участникам смоленского турнира выпала уникальная возможность - провести шестичасовой полет на дальность. Некоторые, имея большой стаж, впервые принимали участие в таком полете. 25 мая команды выполняли более простое задание - полет с выходом на крест. Крест обычно располагается на большом поле, чтобы туда можно было нормально сесть. Судья из Нидерландов Корнелис ван Хельден задал участникам координаты места, откуда должен начаться старт.
Корреспонденты "НК" отправились покорять небо вместе с командой пилота Алексея Коняева, двое участников, кстати, родом из Сафонова. Пилот выбирает место для старта. Теперь необходимо подготовить шар к полету. Вначале растягивают так называемую оболочку, после этого на корзину устанавливается горелка. Оболочка соединяется с корзиной. В течение десяти-пятнадцати минут в оболочку подается холодный воздух. Мы держали горловину оболочки, чтобы воздух поступал равномерно. Шар быстро вырастал за спиной. Но главное для новичков не испугаться и не отпустить горловину, когда горелка извергает пламя, чтобы наполнить оболочку теплым воздухом. Наконец все готово. Мы быстро залезли в корзину, которая кажется маленькой и тесной. Шар поднимался очень плавно, высоты не ощущается, но начинаешь все больше прислушиваться к своим ощущениям. Плывешь в воздушном потоке: тепло, нет ветра, и комары не кусают. Где-то на высоте 3-4-го этажа наконец приходится вернуться к реальности, начинаешь понимать, что корзина тебе по пояс, а сам находишься среди баллонов с взрывоопасным газом. Внизу проплывают река, поля; перепуганные ревом аэростата коровы тщетно пытаются сорваться с привязей и стараются вжаться в землю. Собаки истошно лают. Проезжающие автомобили сигналят, останавливаются. Пассажиры вылезают из них, машут руками, передают приветы. Дачники еще более дружелюбны:
- Ребята, давайте к нам на шашлычок! Спускайтесь!
- Приземляйтесь лучше к нам! У нас есть самогонка и коньяк! А может, в баньку?
Так что если по пути делать остановки, и поешь, и выпьешь, и попаришься на славу. Правда, сурового пилота подобными предложениями не прельстишь: ему курс и высоту соблюдать надо. Над лесом лететь страшновато - все-таки не каждый день елочные верхушки норовят заехать тебе по лицу. Опять дачи, приветствия. Один не слишком любезный дачник почему-то стал опасаться, что аэростат сядет на крышу дома. И пригрозил из карабина пальнуть если что. Но в целом люди на земле настроены куда более миролюбиво - рука через двадцать минут активных приветствий грозит отвалиться.
Наши воздухоплаватели на вопросы отвечают конкретно. Спрашиваем: "Бывают ли несчастные случаи?" Вместо ответа нам показывают видео с гибелью пилота. В общем, полет нормальный.
Наконец приземление на поле рядом с частными домами, машина с третьим участником команды подъехала чуть позже. Сели легко, всего два раза и качнуло. Кстати, при посадке лучше всего ноги чуть-чуть сгибать, чтобы избежать травм. На место посадки немедленно устремились толпы местных ребятишек и любопытствующих граждан. Не слишком сознательный абориген попросил прикурить, но рядом с шаром дымить запрещено. Во время процедуры "уборки" корзины и оболочки нас попросили встать на колени на кусок красной ткани. Честно говоря, мы подумали, что ткань просто надо примять. Но выяснилось, что сейчас нам предстоит ритуал посвящения.
- Тем, что вы полетели сегодня, вы принесли людям счастье, они радовались вашему появлению, звали к себе в гости. Это самое большое счастье в мире - нести людям радость, - начал свою речь пилот Алексей КОНЯЕВ.
В процессе стало ясно, что в редакции стало на двух аристократов больше. Каждому, кто совершил хоть один полет, дается дворянский титул. А владениями становятся те места, над которыми мы пролетели. Но земли находятся в твоем распоряжении только до тех пор, пока не спустишься. Потом последовало крещение огнем и "святой водой" - шампанским. Газовой горелкой обжигается клочок волос и тут же гасится из бутылки заливающим. Огонь возносит тебя к небу, а "вода" не дает забыться. Но титул получаешь только после глотка шампанского прямо из бутылки. А в заключение надо поцеловать пилота, ведь это только кажется, что управлять шаром просто: газа поддавать да за веревочку дергать.
Но после полета еще долго остается ощущение радости и счастья, по крайней мере, час или два хорошего настроения обеспечено.
Кстати
Первое и второе места в общем спортивном зачете заняли москвичи Алексей Медведский и Олег Лопатков. Третье место - Владимир Богданов из Великих Лук. Победителем в полете на дальность признан пилот Сергей Гришин из Москвы. Ему был вручен главный приз - бриллиант весом в полтора карата, ограненный в форме воздушного шара.
Вера МАТРОСОВА