О чем смоленские педагоги разговаривали с Путиным?
18 - 22 июня в Москве проходила крупная Всероссийская конференция преподавателей общественных наук, в рамках которой обсуждались наиболее острые проблемы и новые подходы в обучении школьников и студентов. Венчала педагогический раут встреча участников конференции с президентом РФ, который в ходе дискуссии с преподавателями и чиновниками от образования был необыкновенно возбужден и даже импульсивен. О том, что вызвало такую реакцию президента и как московская конференция касается насущных проблем смоленских школ, нам рассказала одна из участниц конференции Инна Кубаткина, методист кафедры общественно-культурологических дисциплин института усовершенствования учителей.
- На Всероссийской конференции присутствовали 300 участников, треть составили учителя - обладатели президентских грантов по программе «Образование». В нашу делегацию входил и Сергей Жойкин, который среди 65 учителей-смолян, получивших денежное поощрение от главы государства, оказался на первом месте. Более того, преподаватель педагогического лицея стал обладателем титула «Учитель года» в Смоленской области и нынешней осенью отправится на всероссийский смотр лучших педагогических кадров.
- Какие наиболее острые проблемы поднимались на конференции?
- Традиционной головной болью методистов и преподавателей истории является отсутствие добротного учебника по истории России, особенно по истории XX века. До последнего времени освещение политических процессов 80 - 90-х годов подавалось в учебниках в виде статей, в которых автор выражал свое отношение, как правило резко негативное, к советскому прошлому, не давая себе труда вдумчиво и объективно описать и объяснить исторические факты. Авторы таких пособий были крайне тенденциозны, следовали определенным политическим веяниям. Одиннадцатиклассников излишне втягивать в политические игры. Прежде всего они должны знать историю своей страны.
Вторая проблема заключается в том, что очень мало времени выделяется на курс истории XX века. Скажем, на Великую Отечественную войну, которой в советской школе отводились десятки часов, современные программы выделяют два-три занятия. Получается, что за урочное время учитель успевает дать только основную канву событий, а патриотическое воспитание, неотделимое от изучения Великой Отечественной, выносится за скобки школьной программы.
- Как вы относитесь к словам Владимира Путина о том, что на основе добросовестного изложения материала в учебнике ученик должен самостоятельно составить собственное мнение? Получается, что элемент оценочности в учебниках должен быть сведен к минимуму? Возможен ли такой учебник?
- Высказывание президента является реакцией на прежние образчики учебных пособий по истории. В 90-е годы учебники были как агитки. Авторы пособий волей-неволей навязывали свою точку зрения учащимся, а фактическая сторона дела страдала. Например, часто можно было встретить утверждения, что СССР не сыграл решающей роли в Великой Отечественной, а был лишь одним из членов антигитлеровской коалиции. К счастью, сейчас мы избавляемся от подобных перекосов. Сегодняшние учебники более объективны и беспристрастны и предоставляют ученику возможность самостоятельно оценить исторические факты и выработать свое отношение к ним.
Главный нерв конференции был в том, чтобы очистить преподавание истории от всех наносных и преходящих политических веяний и построить его так, чтобы стало ясно: история - это наука. Такая же, как математика или физика.
- Какой учебник по истории можно признать хорошим?
- Два года назад проводился конкурс на лучший учебник по истории России XX века. Победил учебник под редакцией Загладина, издательство «Русское слово». Недостаток этого пособия состоит, как это ни парадоксально, в том, что в нем очень много информации. За 68 часов, которые отводятся на курс истории России в 11-м классе (это два часа в неделю), весь материал учитель не в состоянии разобрать на уроке. Любознательный ученик, конечно, прочитает дополнительную литературу, но, чтобы к ней возник интерес, необходимо направляющее слово учителя.
- Испытывает ли Смоленская область дефицит учителей истории и обществознания?
- Одно время смоленские школы действительно испытывали дефицит кадров. Но сейчас сокращается количество классов, и главной кадровой проблемой является то, что практически отсутствуют молодые специалисты-историки. Возрастная планка учителей истории, как правило, зашкаливает за 30 лет. Основная масса опытных учителей общественно-культурологических дисциплин находится на грани пенсионного возраста и в любой момент может унести свой многолетний опыт, который им в современной школе некому передать, так как молодых нет.
Леонид КАЯНИДИ.