Результаты ЕГЭ-2007
В какую оценку превращается «пятерка» в аттестате при поступлении в вуз?
Единый государственный экзамен не перестает удивлять своей непроработанностью. Не успели выпускники разобраться со свое-временным получением сертификатов, как возникла другая, еще более серьезная, проблема: при пересчете баллов в вузах хорошисты легко превращаются в двоечников. И это притом что официальная разбалловка из Минобрнауки пришла еще в начале июня.
С такой проблемой столкнулись тысячи выпускников по всей России, в том числе и нашего региона, которые так и не могут понять, хватает ли им «сертифицированных» баллов для поступления в тот или иной вуз или нет. Действительно, при пересчете оценок творится настоящий хаос. Вуз, позиционирующий себя как сильный, поднимает планку для абитуриентов до недосягаемых высот. В итоге получается, что «пятерка» по ЕГЭ в школе отнюдь не гарантирует того же балла при поступлении в высшее учебное заведение.
Понятно, что вуз вправе установить свою шкалу перевода в том случае, если мы говорим о разных специальностях. Одно дело - результат по математике на физмате, а другое - на психологии, например. А если учитывать, что своя шкала не только в каждом вузе, но и на отдельных его факультетах, то абитуриенты просто теряются, подавая документы в приемную комиссию.
Не удивляйтесь, но здесь налицо нарушение конституционных прав выпускника (после публикации в «Российской газете» на эту проблему обратила внимание Генпрокуратура). Во-первых, выпускник не может получить объективную оценку собственных знаний. Во-вторых, равный доступ к бесплатному образованию остается таковым лишь на словах.
На этом остановимся подробнее. Удивительно, но факт: в одном из старейших государственных (!) вузов Смоленска в первый день подачи заявлений на одном из факультетов заявили:
- У нас на бюджетной основе можно учиться, если в сертификатах ЕГЭ по русскому языку и математике не менее 70 баллов. Можем принять на коммерческой основе.
И это был даже не физмат, на который, кстати, принимали сертификаты с меньшим количеством баллов. Так что, если выпускник недобирает баллы на какой-то факультет, с мыслью о бесплатном образовании, даже с очень хорошим аттестатом и достаточно высоким баллом ЕГЭ, он может распрощаться?
Есть ли в вузах единая шкала измерения? Или декан любого факультета будет устанавливать свои правила, искусственно завышая проходной балл в целях большего ажиотажа? И почему, в конце концов, проходной балл устанавливается в первые дни приема документов, если он должен быть выведен по итогам обработки всех поданных сертификатов ЕГЭ?
Как нам пояснили в департаменте Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, действительно, «вуз вправе устанавливать свою шкалу перевода оценок». По словам Николая Колпачкова, начальника профильного отдела департамента, платное обучение устанавливается факультетом в том случае, когда количество поданных документов значительно превышает количество бюджетных мест. Позже определяется проходной балл, который позволяет зачислять на бюджетные места.
Разъяснений по вопросу о недостатках системы шкалирования при переводе из тестового балла в итоговый в Рособрнадзоре нам так и не дали. Но попытаться получить ответ на интересующие вас вопросы вы можете самостоятельно, позвонив по телефону (495) 208-61-78 (приемная). А пока неизвестно, от чего зависит шанс абитуриента стать студентом.
Даже в Министерстве образования и науки РФ звучат довольно двусмысленные фразы, несмотря на заявление Андрея Фурсенко о том, что поступление в вузы всем выпускникам, сдавшим ЕГЭ успешно, гарантировано. Вот только что значит «успешно», осталось без комментариев. У вузов свой взгляд на то, что такое «хорошо» и что такое «неуд»…
А ведь в следующем году непоступившим выпускникам вновь предстоит сдавать ЕГЭ, поскольку результаты этого года им не засчитают.
P.S. Возможно, в 2009 году соответствующим документом по ЕГЭ Правительство РФ утвердит правила определения шкалы баллов для вузов, и тогда выпускники точно будут знать свою объективную оценку. А что делать здесь и сейчас?
Анна СНЕГИНА.