Отмена лицензирования в строительстве в очередной раз не состоялась
25 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон № 136-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 17 и 18 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающиеся продления лицензирования видов деятельности в строительной отрасли - инженерных изысканий, проектирования и строительства. В очередной раз принято решение сохранить систему государственного регулирования строительной отрасли, которую без преувеличения можно назвать важнейшей отраслью экономики. О том, как функционирует Смоленский филиал Федерального лицензионного центра в условиях постоянных перемен, мы попросили рассказать директора филиала Татьяну Ивановну Мамонтову.
Федеральный лицензионный центр при Росстрое и его Смоленский филиал работают в нормальном режиме и ни на один день своей работы не прекращали. Это очень важно - сохранять стабильную атмосферу работы на местах в условиях широкомасштабного реформирования строительной отрасли, в том числе в вопросах системы регулирования.
Системе государственного лицензирования уже более 15 лет, и в течение этого времени она не раз претерпевала изменения и постепенно из разрешительного, по сути, приобрела заявительный характер. И это закономерно. На этом этапе необходимо было обеспечить максимально доступные условия вхождения в рынок, легализовать функционирующие предприятия отрасли на основе минимально необходимых условий и требований. Однако это не означает, что, получив лицензию, организация может работать бесконтрольно весь срок. По результатам лицензионного контроля значительная часть лицензий приостанавливалась, менее злостные нарушители получили предупреждения.
Таким образом достигается главное - устраняются те нарушения технического и организационно-правового порядка в строительстве, которые были допущены. Статистика лицензионной деятельности, в том числе результатов контроля, систематически публикуется и озвучивается на совещаниях и расширенных коллегиях Департамента по строительству и архитектуре Администрации Смоленской области.
Но статистика не учитывает важнейшей стороны деятельности лицензионной службы: постоянного, ежедневного взаимодействия с правоохранительными и надзорными органами, строительными организациями, обращающимися за консультациями по многим производственным вопросам организации строительной деятельности - от юридических до технических, с гражданами, обращающимися с жалобами и за разъяснениями.
Часто, и вполне справедливо, со стороны потребителей и заказчиков, особенно государственных, звучат пожелания ужесточить лицензионные требования и условия для нерадивых строителей. Действительно, возможно, настала пора перехода количества в качество, и организациям, неоднократно и грубо нарушающим нормы и правила строительства, не место на современном строительном рынке.
Однако вместо внесения таких корректив в законодательство, которые могли бы повысить эффективность государственной лицензионной системы, уже не в первый раз предпринимаются попытки отменить лицензирование в строительстве и перейти на саморегулирование по образцу развитых стран. Но развитые страны шли к этому десятилетиями, и никак не революционным путем, загоняя всех в светлое саморегулируемое будущее.
В России есть примеры попыток перейти на саморегулирование: оценочная и аудиторская деятельность. Несмотря на продвинутость законодательства в области саморегулирования данных видов деятельности, по сути переход не состоялся, и отмена лицензирования также отложена. Но сопоставимы ли по своим последствиям эти виды деятельности со строительством?!
Как бы ни торопили ход экономического и общественного развития идеологи перехода на негосударственные формы регулирования, дееспособные саморегулируемые организации в отраслях материального производства появятся не по директивному указанию органов власти, а в силу объективных причин, как результат развития гражданского общества и зрелости рыночной экономики.
Троекратное продление лицензирования в строительстве за последние два года как раз и демонстрирует несостоятельность попыток директивным, революционным путем решить то, для чего необходимо поступательное развитие.
Не будем забывать также о том, что не завершена разработка технических регламентов, без которых система саморегулирования в строительстве вообще не заработает.
Строительная отрасль - основополагающая отрасль экономики, кроме того, напрямую связанная с безопасностью людей. Не может государство в одночасье, без предварительного эксперимента, анализа результатов, без создания конкретных механизмов функционирования новой системы и необходимой инфраструктуры, стандартов качества и материальной ответственности утратить контроль над одним из важнейших видов деятельности, затрагивающим общенациональные интересы (строительство жилья, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов социальной сферы). Наверное, не зря государственный национальный проект обеспечения граждан страны жильем назван приоритетным.
Итак, отмена лицензирования на этот раз отложена на год, до 1 июля 2008 года. Этого периода (как, впрочем, и прошедшего полугодия 2007 г.), по мнению реформаторов, уж точно должно хватить для разработки соответствующей законодательной и нормативной базы, отражающей специфические особенности механизмов саморегулирования именно в строительной отрасли, формирование саморегулируемых строительных организаций, обретения ими соответствующих полномочий и т.д.
Но все это должно было быть уже к июлю текущего года! И едва ли будет через год, если профессиональное сообщество, и в первую очередь те, кто могут претендовать на роль саморегулируемых организаций, не возьмут на себя основную работу по переходу на негосударственную систему регулирования в строительстве, что, безусловно, является будущим цивилизованного государства с развитой рыночной экономикой.
Только с участием крупных профессионалов-строителей возможна разработка технических регламентов и всей нормативной базы, включая стандарты предпринимательской деятельности, после чего - проведение эксперимента по переходу на саморегулирование.
Здравый смысл подсказывает, что должны существовать обе модели регулирования в отрасли: государственная и негосударственная - до тех пор пока государство реально сможет ограничить свое влияние на особо опасных, сложных объектах, включая высотное строительство, оставаясь гарантом исключительно надежности и безопасности зданий и сооружений.
Записал Петр Никитин.