В школах останутся учебники, прошедшие трехступенчатую систему проверки
В сентябре традиционно поднимается ажиотаж вокруг школьных учебников. Этот сезон - не исключение.
Во-первых, нам пообещали, что с сентября 2008 г. в школах останутся только пособия, прошедшие трехступенчатую систему проверки. Во-вторых, чиновники Москвы отчиталась, что ранцы младших школьников станут в три раза легче благодаря новым технологиям в полиграфической промышленности. Третья новость не столь приятная - в Россию проникли некачественное китайское оборудование для кабинетов химии и физики и учебники, где в таблице Менделеева появился новый элемент - «углсрод». Ситуацию в нашей области можно охарактеризовать следующим образом: с одной стороны, учебники по-прежнему тяжелые, с другой - проверенные.
В департаменте Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике нам сообщили, что все учебники, которые поступают в школы или рекомендуются учителями для покупки, обязательно входят в федеральный перечень учебной литературы. Список этот сравнительно небольшой: 2 - 3 книги разных авторов по той или иной дисциплине, так что выбирать учителям особо не из чего. Зато в этих учебниках можно не сомневаться - на них всегда стоит гриф «Рекомендовано» или «Допущено», действующий в течение пяти лет. Именно на наличие этих отметок нужно обращать внимание заботливым родителям при выборе дополнительной литературы для своего чада. Новый учебник, впервые прошедший экспертизу, сопровождается пометкой «Допущено министерством образования и науки РФ», а рекомендуют те учебники, которые прошли повторную проверку.
С 1 сентября 2008 года в федеральный перечень войдут только те книги, которые прошли экспертизу двух российских академий - образования и науки. Они будут проверять методику изложения материала, а также соответствие излагаемых фактов научной действительности и современному состоянию ученой мысли.
Экспресс-опрос
Людмила Малютенко, начальник департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике:
- Комплексная полноценная проверка учебников необходима, потому что каждый ученик должен получить в первую очередь полноценное и качественное образование, а учитель должен быть уверен в том, что учебник обеспечивает школьника компетентной информацией по любой научной дисциплине.
Николай Сенченков, проректор по учебной работе СмолГУ, доктор педагогических наук:
- Учебники в первую очередь должны быть адаптированы к школьной программе и учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, а не представлять собой коллекцию научных выкладок того или иного ученого. Что касается большого количества учебников, то это не показатель повышения уровня образования или его демократичности. Единственный показатель - это качество, и для этого вполне хватит нескольких качественно сделанных учебников.
Николай Мажар, доктор педагогических наук, ректор Смоленского гуманитарного университета, председатель Общественной палаты Смоленской области:
- Учебники должны проходить проверку не только временем, но и компетентными экспертными комиссиями. Пусть даже будет несколько пособий, дополняющих друг друга, но это будут книги, дающие ученику хороший базовый уровень подготовки. Особенно хотелось бы обратить внимание на гуманитарные дисциплины, в частности историю. В учебниках по этому предмету полная неразбериха.
Анна СНЕГИНА.