Семь фактов о смоленском трамвае
20 октября Смоленскому трамваю исполнилось 115 лет. К этой дате в музее трамвайного парка прошел день открытых дверей. Корреспондент «РП» сходил на экскурсию и узнал несколько любопытных фактов из истории электротранспорта в Смоленске.
1. Как известно, трамвайное движение в Смоленске открылось в 1901 году и тогда существовало всего два маршрута: Вокзал-Никольские ворота и Вокзал-Губернаторский пролом (в районе нынешней мэрии), но мало кто знает, что практически одновременно появился и третий маршрут — до земской больницы на Покровке. Но крутизна Покровской горы и несовершенство тормозной системы трамвая привело к первой аварии и отсрочке пуска маршрута до 1902 года.
2. Открытию трамвайного движения Смоленск обязан «Русскому электрическому обществу «Унион», правда, стоит отметить, что уставной капитал в нем был бельгийский. Когда решался вопрос о пуске трамвая в городе, то за это право конкурировали еще и компания «Смоленское электрическое общество», но Городская дума отдала предпочтение фирме, которая работала на мировом рынке. Первые электровагоны ласково называли «коробочками».
3. До 1914 года трамваями в Смоленске управляли только мужчины. Первым вагоновожатым был Афанасий Холстинников. Его жена Ирина Прохоровна бы кондуктором с 1914 по 1951 год, в музее трамвайного парка даже хранится ее рабочая сумочка. Первая женщина-водитель трамвая, принятая на работу в 1914 году, - Алимпиада Баненкова проработала в Смоленском трамвае более 40 лет. Вообще на трамвайном предприятии довольно часто появляются семейные династии. А первым «долгожителем» предприятия стал Андрей Хведченя. Он проработал в депо с 1903 до 1940 года с выслугой 37 лет.
4. Первое трамвайное депо находилось в районе Волковой башни Смоленской крепостной стены у Днепра, чуть в стороне от старого моста. В войну оно было разрушено, и трамваи переехали на то место, где депо находится сейчас - оно получило название Трамвайный проезд. Два раза в истории работа трамвайного депо останавливалось: с 1919 по 1922 и с 15 июля 1941 до 6 ноября 1947. Причем право совершить первый рейс после войны было предоставлено именно женщине, ее звали Мария Харитонова.
5. В Смоленском трамвайном депо свою трудовую деятельность начал прославленный русский военачальник Иван Руссиянов. В 1916 –1919 гг. будущий генерал, Герой Советского Союза, командующий 1-ой Гвардейской дивизией, получившей это звание в Смоленском сражении под Ельней в 1941 году, работал поденным рабочим (метельщиком).
6. С 1965 года трамвай перешел на бескондукторное обслуживание, были введены кассы, которые стояли у водителя, а через 10 лет - компостеры. Вернуться к услугам кондукторов пришлось в 1990-х годах, когда в тяжелое время люди зачастую просто решали не платить за проезд.
7. Самое серьезное увеличение единиц трамвайного парка произошло в 1960 годах. Если в 1961-м на линию выходили 32 вагона, в 1965 - 73 штуки.