История жизни 115-летнего смоленского трамвая
В стенах Трамвайно-троллейбусного предприятия прошли экскурсии, посвященные юбилею рельсового предприятия. Корреспонденту «Смоленской газеты» поведали историю смоленского трамвая – местами печальную – об участии в войнах, местами обнадеживающую, ведь первые деревянные вагончики, как птица Феникс – горели и вновь возрождались на смоленской земле. Но главным для трамвайного предприятия всегда были и остаются люди – целые династии трамвайщиков, сумевшие из поколения в поколение пронести преданность своей работе и истинную любовь к трамваю.
Что помнят рельсы
Первое движение трамвая в Смоленске началось в 1901 году. Действовали два маршрута: «Вокзал» – «Никольские ворота» и «Вокзал» – «Губернаторский пролом» (в районе улицы Дзержинского). Первое трамвайное депо находилось в Заднепровье, а протяженность первых путей составляла порядка шести верст. В то время была проделана огромная, монументальная работа: построили депо, проложили рельсы, подвесили контактный провод.
До 1914 года водителями работали одни мужчины. Но потом, когда мужчин стали призывать в армию на Империалистическую войну, водить трамваи научились женщины и даже дети – все, кто не ушел воевать. Читая заметки того времени о работниках трамвайного депо становится ясно: люди все были внимательные, добросовестные, в коллективе было принято наставничество. На предприятии много династий – из поколения в поколение люди семьями работают на Трамвайно-троллейбусном предприятии.
Изначально трамвай был бесплатным и только позднее, в 1905 году Государственная дума установила плату за проезд – в пять копеек; три копейки проезд стоил для студентов и учащихся, если они были в форме и имели знаки своего учебного заведения.
Первые вагоны трамваев были открытыми: кабина водителя не закрывалась и не отапливалась – условия работы были тяжелыми, ведь водителям приходилось регулярно выходить из трамвая, чтобы расчищать пути.
Во время 7-летней империалистической гражданской войны народное хозяйство пришло в упадок, в 1922 году движение трамваев было остановлено. А после войны на пути был установлен всего один вагон.
В 1930 году был создан Музей трамвая, дата его открытия приурочен ко дню города. В 1965 году трамваи оборудовали фантастическим новшеством того времени – кассовыми аппаратами, их появление позволило прекратить кондукторское обслуживание. Послевоенное восстановление трамвайного депо длилось с 1944 по 1947 год. Даже в самые тяжелые годы на базе предприятия работал Дом культуры, читальный зал, библиотека, и даже духовой струнный оркестр, в компании которых работники частенько проводили свои вечера после работы.
Наследие
В музее МУТТП сейчас представлены более 1500 тысяч экспонатов, большая часть из них – подлинники. Это и книги почета, и фото работников депо, их ордена, личные вещи, форма, подарки от дружественных трамвайных парков и многое другое.
В данный момент на Трамвайно-троллейбусном предприятии работают порядка 814 человек, включая кондукторов, водителей трамвая и троллейбуса. В обозримом будущем – к 10 ноября – завершатся работы на Пятницком путепроводу, и смоленские трамваи внось поедут в Заднепровье, а также в более отдаленные Ситники.
Любимый анекдот трамвайщиков
Автолюбитель едет по дороге, и смеется над водителем трамвая – «Вот ты едешь на трамвае, а я на BMW». Тот ему отвечает: «На BMW? А ты знаешь, что мой трамвай стоит 14 миллионов? И кто из нас после этого должен смеяться?».