"Пришелец": "Я - есть!"
8 ноября в российский прокат вышла научно-фантастическая драма Александра Куликова «Пришелец».
Фабула этой предельно динамичной картины предельно проста: космический корабль, совершивший беспрецедентную экспедицию на Марс, попадает в сильную бурю. Александру Чапаеву (Александр Куликов) ради спасения экипажа приходится пожертвовать собой и остаться на планете без шансов на спасение. Участник масштабного проекта оказывается в полном одиночестве в неизведанном безвоздушном пространстве... Внезапно Чапаев осознает: он, пришелец с Земли, и в чужом для него мире не одинок - в контакт с героем Куликова вступает некая энергетическая разумная материя, которая навсегда меняет его представление о смысле человеческого бытия...
Фильм представляет собой органический синтез трех жанров - фантастика, приключения, драма, плавно перетекающая в философскую притчу. «Пришелец» - героическая и, вместе с тем, трогательная история, исполненная неподдельного драматизма, яркая антитеза самопожертвования героя - одиночки мелкотравчатой алчности и жажде наживы, отравившей современный социум.
Главному герою командиру пилотируемой научной лаборатории Александру Чапаеву и его другу, руководителю Центра управления полетами (Андрей Смоляков), предстоит недолгая, но крайне напряженная борьба с обществом политических и телевизионных «симулякров», существующим по законам «все на продажу». Так научная фантастика на глазах у зрителя эволюционирует в пронзительный психологический саспенс, выворачивающий наизнанку душу. Саспенс, балансирующий на грани абсурда, ядовитой сатиры и остросоциального гротеска.
Несмотря ни на что, руководитель ЦУПа (Смоляков) предпринимает тщетные попытки спасти товарища, но постепенно приходит к чудовищному выводу: Чапаев всего лишь «штатная потеря», марионетка в чьих - то безжалостных и равнодушных руках. Он разменная карта политической конъюнктуры! Русский первопроходец на Марсе, который носит прославленную фамилию Чапаев, чтобы спастись, вынужден не просто постоянно выходить в прямой эфир, рискуя растратить энергетические ресурсы станции, но стать персонажем примитивного реалити шоу. Его подвиг, здесь, на Земле, нивелируется, постепенно вырождаясь в бессмысленный, гламурный «Чапаев стайл». И на подвиге «самого известного человека в мире» - по сути, Калифа на час, как ни цинично это звучит, можно сделать огромные деньги!
Дебютная работа Александра Куликова изобилует очевидными репликами, перекликающимися с шедеврами мирового кинематографа. Конечно же, «Пришельцу», несмотря на качественную компьютерную графику (для прорисовки поверхности Марса использовались фотографии, снятые марсоходом «Curiosity». Также при помощи VFX-эффектов в картине было создано инопланетное существо и марсоход «БАРС», плюс высокотехнологичные мониторы ЦУПа), создающую в картине атмосферу космического пространства, сложно тягаться с «космическими одиссеями» Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона
Однако отечественный блокбастер безошибочно делает ставку на психологизм и филигранную игру актеров. Ближе к финалу борьба Чапаева за существование и его переосмысление своей жизни начинает вызывать неизбежные ассоциации с глубочайшей нравственной драмой Криса Кельвина в «Солярисе» Андрея Тарковского...
И - месте человека во Вселенной.
Возникают и другие параллели. В первую очередь, с тем же «Марсианином» Ридли Скотта. И дело не только в прямолинейной реплике (покорившее мир телешоу с участием русского космонавта называется «Марсианин»), а в сходстве и различии идеологического подхода к решению затронутой в фильме проблемы.
Перекличка фабул и так очевидна (из-за технических неполадок землянин остается на Красной планете в одиночестве), интересно другое. В «Пришельце» впервые (!) не срабатывает свойственный русскому человеку принцип «своих не бросаем». Бросаем, да еще как! Цинично, холодно и жестоко, превратив живого человека в бесплотный эфирный миф. Заставляя забыть, что он - есть.
Так же естественно появление в мире победившего «бабла» «черного человека», своего рода Луиса Сайфера, - могущественного телемагната, протягивающего руку помощи космонавту, когда правительство расписывается в своем полном бессилии и отказывается финансировать принесший астрономические убытки проект. Как и в «Сердце ангела» Алана Паркера, зритель не видит лица персонажа Роберта де Ниро, лишь массивную трость и его затылок, но полностью отдает себе отчет перед ним земное воплощение Люцифера XXI века. Эта абстрактная фигура лишний раз подчеркивает существование еще одного смыслового пласта, выводя научную фантастику на новый, более высокий нравственный и интеллектуальный уровень. Мы своими руками создали Ад на Земле, забыв о том, что мы существуем. Что мы всего лишь пришельцы в огромной, непостижимой Вселенной... Сгусток мыслящей органики, с которой Космос пытается установить контакт на равных.
Неужели для того, чтобы осознать эту истину, нужно отбросить в сторону замусоривающий человеческий разум «земной хлам» и остаться один на один с бескрайним космическим океаном, посылающим нам электромагнитные импульсы?..
По мнению режиссера пост-продакшн Беаты Соколовой, «Пришелец» - фильм про экологию души. Фильм снят в соответствии с мировыми стандартами, но, по сути, это очень русское кино, русское по духу. Потому что только русскому человеку со всей его открытостью к миру присуща такая чистая жертвенность, стремление совершать подвиги ради других».
Рассказывая историю о покорении Космоса, Александр Куликов рассматривает исключительно гуманистические аспекты, уделяя особое внимание категориям жизни и смерти, любви и одиночества, добра и зла. Он неоднократно подчеркивает: а существует ли вообще человек, любой из нас, ставший в силу обстоятельств проекцией чьих-то коммерческих фантазий, пешкой в реализации собственных далеко идущих планов?
«Пришелец» необычный фильм, - говорил в датированном 2015 годом интерью режиссер - постановщик, продюсер фильма «Пришелец» Александр Куликов. - Он не похож на картины, которые сейчас выходят в прокате. Он - глубокий. В нем есть все: и приключения, и фантастика, и, в то же время, философия. Сам по себе формат неожиданный.
Нам захотелось соединить энтертеймент и философию таким образом, чтобы все вместе играло. Как хорошо настроенный музыкальный инструмент, у которого каждая нотка звучит слаженно, создавая особое настроение, рождая музыку...
Если у фильма глубокая, интересная история, при этом понятная зрителю, она заставит его задуматься о своей жизни, осмыслить, взглянуть на привычные, казалось бы, вещи с иного ракурса.
Я - азартный человек, перфекционист, и в этом плане готов часть здоровья отдать, прожить чуть меньше, нервов потратить больше, но сделать хорошее кино».
Есть у «Пришельца» еще одно бесспорное преимущество, сглаживающее возможные шероховатости (и быть может, навиность), и умаляющее пыл агрессивно настроенных критиков. Александр Куликов, выступивший в качестве соавтора сценария, режиссера, продюсера и сыгравший в картине одну из главных ролей, уже больше не сможет сказать в российском кинематографе ни единого слова. В ноябре 2016 года Куликов погиб при крушении вертолета. Он летел на съемку музыкального клипа из Ялты в Белогорск
«Пришелец» стал для него первой и последней режиссерской работой. Но Александр Куликов успел сказать масштабно, пронзительно и громко: «Я есть!»
Светлая память!