Смолян предупреждают о новом способе мошенничества
В канун Нового года люди обычно начинают активнее использовать банковские карты: переводить деньги друг другу - на подарки, заказывать вещи в интернет-магазинах, оплачивать заказанные банкеты, просто отдают старые долги.
По данным опроса ВЦИОМ, год назад средняя сумма расходов на празднование Нового года составила 14 195 рублей. Сюда вошли траты на подарки близким и друзьям, на новогодний стол, на турпоездки, елки, рестораны и прочее. Те или иные траты совершили 98% опрошенных. И количество желающих поживиться за счет невнимательности других в предпраздничные дни становится больше.
Сейчас аферисты придумали новую схему обмана. Мошенники звонят владельцу карты и, ссылаясь на законодательство, сообщают, что «в рамках противодействия мошенничеству» банк приостановил операцию по карте, и предлагают якобы «подтвердить отмену операции». Для этого нужно назвать код, который придет в SMS-сообщении. Дальше - известный сценарий: если держатель карты соглашается и называет код, то деньги с карты списываются. Еще один вариант мошенники могут сказать, что заблокировали карту. Чтобы ее разблокировать опять же просят сообщить код из SMS-сообщения.
«Если вы сомневаетесь, что звонят действительно из банка, то нужно завершить разговор и позвонить в банк по горячей линии. Номер обычно указывается на банковской карте или его можно найти на официальном сайте банка, говорит управляющий Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Андрей Игнатенков. Настоящие банковские работники точно знают, кому и по какому поводу звонят. Запомните: банки никогда не просят назвать ПИН-код, CVC-/CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты), срок действия карты и коды из сообщений».
Другой способ проверить, действительно ли с картой что-то не так через банкомат. Попробуйте запросить баланс, снять небольшую сумму. Если карточка не активна, вы не сможете совершить по ней никаких действий. Также проверить карту можно, обратившись в отделение банка, который выпустил эту карту.
Иногда мошенники предлагают отправить SMS с определенным кодом на якобы «банковский» номер. В результате с карты моментально списываются все деньги.
Люди часто таким звонкам верят. Этому способствует волна публикаций в СМИ в последнее время, где пишут о том, что банки начали блокировать операции на небольшие суммы (до 1000 рублей) и требовать «подтвердить происхождение денег». При этом и Банк России, и представители всех крупных банков много раз опровергали эту информацию, и объясняли, что банк никогда не спрашивает о происхождении таких сумм. А блокирует операции, только если они подозрительные - например, человек совершил покупку в России, а потом через пару часов - за границей.
При покупках через Интернет эксперты рекомендуют проверять наличие символа замка и аббревиатуры «https» в адресной строке на веб-сайтах розничной торговли. Лучше не использовать публичный Wi-Fi для осуществления транзакций. Нельзя в сети раскрывать уникальные данные своей карты и персональные данные. И не ленитесь и регулярно проверять остаток на своем счете!
Финансовые организации объединяют усилия для борьбы с кибермошенниками. Банк России обязал банки в жесткие сроки сообщать о киберинцидентах. Создан и профессионально действует Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в финансовой сфере (FinCERT). К информационному обмену о таких угрозах присоединились уже более 95% организаций, которые представлены на отечественном финансовом рынке.