Женское лицо «неженской» профессии
Юлия ДЬЯКОВА
Различия между «женскими» и «неженскими» профессиями постепенно стираются. Представительницы слабого пола сегодня работают в сферах, традиционно считавшихся мужскими. Конечно, в кабине тяжелого самосвала женщину встретить можно нечасто. А вот профессия таксиста некоторым хрупким леди оказалась по плечу.
Ирина Кривинкова села за руль автомобиля всего шесть лет назад. Вот уже три года она работает в одном из частных смоленских такси.
- Ирина, что именно вас заставило прийти в такси?
- Причина на самом деле достаточно банальна. Много лет я проработала диспетчером на одной из автобаз Смоленска, но в один прекрасный день попала под сокращение. Из всех бедных перспектив, которые открывались передо мной на тот момент, я выбрала именно то, чем занимаюсь сегодня. Двадцать лет назад я овдовела, материальной помощи ждать было неоткуда. Я привыкла зарабатывать на жизнь только сама и легких путей не искала, тем более что у меня двое детей, которых надо было кормить и учить.
- Легко женщине устроиться на такую работу?
- Скорее нет, чем да. Из шести мест, куда я приходила, меня взяли только в одном.
- Как вы считаете, почему женщин неохотно берут в таксисты?
- Честно говоря, не понимаю. Обычно меня отговаривали, мол, это очень тяжело, женщине будет не под силу... Я всегда отвечала, что машину водить не труднее, чем укладывать асфальт или рельсы. А ведь женщины в нашей стране и этим занимаются. На самом деле, мне кажется, что мужчины подсознательно боятся конфликтов с женщинами, постоянного выяснения отношений…
- Сколько в среднем времени за смену вы проводите за рулем?
- Бывает по-разному. Чаще всего за 12-часовую смену за рулем я провожу не менее восьми часов.
- Ирина, а как родные относятся к вашей профессии?
- Родители, конечно, очень волнуются, когда я снова сажусь за руль и выезжаю в город. Дети, конечно, тоже переживают, но тем не менее восхищаются и гордятся моей «неженской» профессией.
- Профессия таксиста сама по себе очень опасная: это и возможные аварии, и угроза от пассажиров, ведь люди всякие бывают. А тем более за рулем женщина…
- Перевозка пассажиров - сама по себе опасность и огромная ответственность. Ведь я отвечаю за жизнь тех людей, которые сели в мою машину. Не думаю, что когда я за рулем, мне что-то угрожает. У меня постоянная связь с диспетчером, который всегда знает, где я нахожусь в данный момент. А главный фактор моей безопасности - мой здравый смысл. За все время, что я работаю в такси, со мной не случилось ничего плохого. Один раз, правда, мне не заплатили за проезд. Думаю, главная ошибка многих шоферов - это то, что они, надеясь на дополнительный заработок, подбирают людей, которые просто голосуют на дороге. Я этого стараюсь не делать. Исключения делаю только для пассажиров с детьми, особенно в морозные дни.
Я просто уверена, что таксист должен быть хорошим психологом. Если я сомневаюсь, брать или не брать этого пассажира, или подозреваю что-то нехорошее, то лучше не буду рисковать. Но внешность бывает очень обманчива. Бывает, садится ко мне в машину человек совершенно непрезентабельной внешности, а поговоришь с ним и понимаешь, что он очень хороший, добрый и интеллигентный. Если я чувствую, что пассажир удовлетворен моей работой, выходит из машины довольным, то и мне на душе становится легче, поднимается настроение. В такие моменты начинаешь понимать, что я и моя профессия полезны людям. А бывает и наоборот, когда везешь человека достойного и интеллигентного вида, но уже через несколько минут выясняется, что это обычный хам. Я, конечно, наслышана от моих коллег о неприятных и даже опасных клиентах. Но поверьте, что хороших людей среди пассажиров все-таки больше. Иногда попадаются неплохие рассказчики, с которыми интересно скоротать любое расстояние, некоторые даже совета спрашивают, как поступить в той или иной жизненной ситуации.
Что касается серьезных аварий - Бог миловал.
- А как к вам относятся ваши коллеги-мужчины?
- Никогда не замечала предвзятости со стороны коллег. В общем, отношения уважительные и доброжелательные. Но, сами понимаете, работа есть работа, а на работе бывает всякое. Небольшие конфликты, иногда обоюдное раздражение… Как без этого? Но я умею справляться со своими эмоциями и принимать суету спокойно.
- А пассажиры? Они не удивляются видеть в такси женщину-водителя?
- Когда только начинала работать, удивлялись, и очень. Но теперь, похоже, привыкли. Часто, когда пассажиры садятся в мою машину впервые, здороваются и говорят, что много слышали обо мне и всегда хотели проехаться именно со мной.
- Очень приятно сидеть в таком чистеньком, уютном салоне, и пахнет тут хорошо… Сразу видно, что здесь не обошлось без женской руки. Это ваша личная машина? Вы сами ее ремонтируете?
- Да, это моя личная машина, я с самого начала работаю только на своих машинах. До этого у меня была старенькая «Волга» 21-40. И вот с декабря я пересела на эту. Я всегда очень бережно и с любовью отношусь к своей машине, ведь она моя кормилица. Но сама не ремонтирую. Я ведь все-таки женщина. У меня не всегда получается открутить какую-нибудь гайку, поэтому пользуюсь услугами автосервиса. Что я точно умею делать совершенно самостоятельно, это поменять колесо. Ведь от проблем с колесами в дороге никто не застрахован. И может случиться так, что помочь будет некому, особенно, если ты отправился в дальнюю поездку…
- Как вам удается при такой профессии оставаться такой женственной, отзывчивой, доброй, а главное, оптимисткой?
- Вы знаете, для меня в жизни главное - здоровье и благополучие моих родных и детей, а остальные проблемы всегда решаемы, пусть не сегодня, пусть через неделю или месяц. А если весь день жить с мыслью, что, например, у меня дома течет кран, то проблема все равно остается нерешенной, а головная боль обеспечена. Причем не только тебе, но, возможно, и людям, которые тебя окружают.