Война и мир в школе
Как не наделать ляпов в сочинении
4 декабря российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Зачет по нему — допуск к ЕГЭ. Можно ли ссылаться в работе на Библию и Коран? Сколько источников привести как пример? За что эксперты поставят незачет? О том, как избежать самых частых и досадных ошибок, рассказывает председатель Московской ассоциации учителей-словесников, эксперт ЕГЭ Роман Дощинский.
– Роман Анатольевич, какие ошибки повторяются из года в год?
– Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. По сути, используются «домашние заготовки». Искусственный подгон темы — большой риск получить незачет. Большое количество фактических ошибок: ребята путают жанры, искажают сюжет, приписывают невообразимые характеристики героям. Нередко указывают название произведения без автора или говорят о герое, даже не упоминая его имени. Экспертам приходится лишь интуитивно догадываться, существует ли вообще такая книга и такой герой.
– А что с грамотностью?
– Она тоже хромает. Допустимое количество ошибок — не более пяти на 100 слов: здесь и орфографические, и пунктуационные, и грамматические. При этом есть подсказка: во время работы разрешается пользоваться орфографическим словарем, выданным комиссией.
– В сочинении не должно быть меньше 250 слов. Как школьнику понять, что написал достаточно?
– Испытание длится 3 часа 55 минут. Советую после того, как черновик готов, остановиться, передохнуть. А затем просто посчитать слова: союзы, частицы и предлоги тоже идут в зачет. Рекомендуемый объем — 350 слов. Но за это время ребята успевают написать порой и 400, и 500 слов. Главное условие — самостоятельная работа. Школьник должен показать, что умеет строить рассуждение по выбранной теме, аргументировать тезисы с помощью примеров из литературы. Причем можно опираться не только на школьную программу. Подойдут и дневники, мемуары, публицистика, памятники устного народного творчества. Пожалуй, только малые жанры фольклора — частушки и поговорки — не в счет. А вот Библия или Коран — интересный и богатый литературный источник.
– Что нового будет на сочинении в этом году?
– Никаких принципиальных изменений выпускников не ожидает. Открытые направления тем были объявлены еще в начале учебного года: «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она», «Война и мир» — к 150-летию великой книги». Размышляя о войне, о ложном и истинном героизме, о том, как война раскрывает характер человека, можно проводить параллели с другими произведениями. Например, с «Поединком» Куприна, «Белой гвардией» Булгакова, «Обелиском» Быкова, романом «На Западном фронте без перемен» Ремарка.
– Из года в год в топе — тема любви. В этом — «Он и она». Как думаете, большинство школьников выберут именно ее?
– Вполне вероятно. Но на самом деле «Он и она» — не такая уж простая тема. Это ведь не только про любовь. Здесь и философский, и социальный, и психологический аспекты. Важно правильно подобрать литературный материал для аргументации. Могут быть совершенно разные произведения: от «Евгения Онегина» Пушкина до «Преступления и наказания» Достоевского, от «Темных аллей» Бунина до «Мастера и Маргариты» Булгакова. Всё будет зависеть от особенностей формулировки конкретных тем. А они станут известны за 15 минут до старта сочинения.
– Правда ли, что в следующем году открытые направления заранее объявлять не будут и школьникам придется писать сочинение, что называется, «с колес»?
– Это обсуждается. Слишком часто выпускники используют готовые шаблоны, активизировался рынок «золотых» сочинений. Поэтому закономерно, что разработчики планируют отказаться от объявления открытых направлений в начале учебного года. А вместо них сформировать закрытый банк на основе тем прошлых лет (их уже более 1300) и ежегодно его пополнять. В перспективе, возможно, для каждого региона или даже для каждой школы индивидуальный набор тем будет формироваться из закрытого банка автоматически.
– Некоторые вузы добавляют за итоговое сочинение до 10 баллов. Почему не все?
– На проверку сочинений уходит слишком много времени и сил. Нужно выделить сотрудников, которые прочитают тысячи сочинений, оплатить им эту работу. Не у каждого вуза есть такие ресурсы. Те, кто все-таки на это решился (например, МГУ), могут разрабатывать свои критерии оценки. Указать, например, требование привести два и более литературных аргументов, опираться на произведения других видов искусств, исторические факты и так далее. Если выпускник точно знает, куда собирается поступать, ему лучше заранее посмотреть, проверяет ли вуз сочинения. И если да, то какие именно критерии дадут дополнительные баллы.
Ксения Колесникова