Сегодня суббота, 6 апреля 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
8 февраля 2020 года   |   smolgazeta.ru   |   Обсудить

Чему научат «Смоленские уроки»

Символичным началом проекта «Смоленские уроки» стал обычный школьный звонок, прозвеневший в школе № 12, где прошло первое мероприятие – межрегиональный научно-практический семинар «Образовательный туризм: проблемы и перспективы развития». Здесь же была представлена команда единомышленников, которым в течение года предстоит решать весьма амбициозную задачу – разработать некое универсальное методическое пособие для создания образовательных туристических программ…

Без отрыва от школы

У «Смоленских уроков» весьма интересная предыстория, поскольку, по сути, он родился из «Гостеприимной Смоленщины» – предыдущего проекта областного краеведческого общества.

– Мы с командой «Гостеприимной Смоленщины» весь прошлый год работали над крупными событийными мероприятиями, экскурсионными программами в районах, – поясняет руководитель проектов «Гостеприимная Смоленщина» и «Смоленские уроки» Елена АГАФОНОВА. – И ещё на стадии их подготовки пришли к выводу, что для всех наиболее интересными и наименее затратными являются небольшие программы, рассчитанные на один-два академических часа, которые можно воспроизвести в любой день по просьбе гостей или заявке турфирмы. А уже из этого родилась идея создания и систематизации таких образовательных туристических программ, что были бы интересны школам с учётом возрастных особенностей детей.

Основная цель «Смоленских уроков» – создание на территории региона экспериментальной научно-методической площадки, где будут разрабатываться изучаться и проходить апробацию экскурсионные образовательные программы, основанные на краеведческом материале.

– Почему всё так сложно, если в музеях и у экскурсоводов уже есть какие-то программы, которые могут быть интересны школьникам? – продолжает Елена Агафонова. – Однако, если мы говорим об образовательном процессе, необходимо учесть очень много нюансов, чтобы предложить эти программы детям. По сути, заказчиком в нашем проекте выступает школа.

В ходе реализации проекта будут последовательно решены три задачи. Первая – сформировать необходимую команду, рабочие группы и научно-методический совет. Вторая – разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов. И третья – собрать все программы по Смоленской области в единый каталог, где они будут систематизированы по возрасту и предметам.

– По каждому из направлений, каждому комплексу программ, которые мы разрабатываем, пройдут тестовые экскурсионные поездки, – говорит Елена Агафонова. – Мы хотим со школьниками, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями, апробировать эти программы, чтобы в результате у нас получился продукт, который устроит всех: детей, педагогов, работников музеев и турфирм.

Живые уроки

Стоит заметить, что образовательные туристические программы уже существуют во многих регионах России. К примеру, 38 из них включились в федеральный проект «Живые уроки», задуманный Российским союзом туриндустрии. Среди них и соседняя Тверская область, представители которой приняли участие в межрегиональном семинаре в Смоленске.

– Суть «Живых уроков» – интеграция учебного процесса в музейные программы, – поясняет официальный представитель проекта «Живые уроки» в Тверской области Татьяна КАЛМЫКОВА. – Мы участвуем в этом проекте с 2017 года. За это время у нас появились интересные разработки, которыми мы готовы поделиться. В качестве положительного примера – поддержка проекта правительством Тверской области. Например, недавно было принято решение о субсидировании школьных поездок для учащихся региона. В итоге за программу стоимостью полторы тысячи рублей дети платят около пятисот, что весьма ощутимо для семей с небольшими доходами.

По словам Татьяны Калмыковой, особой популярностью пользуются интерактивные программы в музеях, на производствах и на площадках народных промыслов. Так, в прошлом году самым востребованным маршрутом стали поездки в Лихославль, где расположены небольшая гончарная мастерская и предприятие по производству мармелада. Там ребятам предлагают самим поучаствовать в процессе создания сувениров или сладостей, что вызывает у них настоящий восторг.

Забегая вперёд, замечу, что опыт Тверской области в создании образовательных туристических программ смоляне смогли изучить более подробно, побывав в гостях у соседей. Впрочем, об этом трёхдневном семинаре-практикуме в Твери и Торжке – в следующем материале.

Лабораторная работа

– «Живые уроки» – это в первую очередь проект для туроператоров, – считает Елена Агафонова. – У нас немного другая история. Мы хотим по запросу школы разработать такие программы, которые туроператоры смогут предлагать руководителям любых межрегиональных образовательных проектов. Поэтому мы говорим о создании единого методического центра, где специалисты из школ, турфирм и музеев собрались бы вместе и решили, что же в данном контексте является наиболее важным.

Одна из главных инноваций «Смоленских уроков» – Лаборатория образовательного туризма. Это как раз та экспериментальная площадка, где будут аккумулироваться все идеи, создаваться и проходить апробацию нестандартные формы обучающих программ.

– Наша задача – разработать такую модель, которая охватит все ресурсы Смоленской области: культурно-познавательные, научные, промышленные, событийные, гастрономические и так далее, – говорит куратор Лаборатории образовательного туризма Светлана ЩЕРБАКОВА. – А для этого нам прежде всего необходимы специалисты, которые войдут в рабочие группы и научно-методический совет. Первые будут разрабатывать, а вторые проводить экспертизу программ. Вместе мы постараемся добиваться того, чтобы создать некую чётко структурированную типовую программу, которая может быть интегрирована в любую музейную тематику.

Пока выбрано три направления работы. Первое – «Смоленские дороги памяти». Эта программа для старшеклассников, куда прежде всего войдут события, связанные с Великой Отечественной войной, что особенно актуально в год 75-летия Победы.

Второе направление, «Смоленские узоры», связано с этнографией и рассчитано на подростков от 10 лет. Третье, «Смоленские сказки», – для самых маленьких не только школьников, но и дошколят.

– Мы понимаем всю ответственность нашей школы, которая стала основной экспериментальной площадкой «Смоленских уроков», – замечает директор школы № 12 Смоленска Светлана ДЕНИСЕНКОВА. – Но я уверена, что в итоге у нас получится действительно качественный продукт. Мы будем знать, куда ехать, чтобы ребята получили возможность учиться на местном краеведческом материале. А ведь это очень важно – знать историю и культуру мест, где живёшь. Потому что невозможно быть полноценным человеком, если ты буквально не потрогал, не пропустил через себя всё, что связано с родным краем.

Первый эксперимент

Основными партнёрами местного краеведческого общества в «Смоленских уроках» стали два мемориальных комплекса: «Катынь» в Смоленске и «Медное» в Твери. Это площадки для неких практических экспериментов и апробации любых интересных идей. Поэтому логично, что первый межрегиональный семинар в рамках проекта «Смоленские уроки» закончился практикумом в «Катыни».

Первым экспериментом стали десятиминутные фрагменты музейного урока по истории Великой Отечественной войны, предложенные сразу тремя участниками. Классическую музейную экскурсию продемонстрировал сотрудник МК «Катынь» Ярослав Солдатенков. Школьный урок на основе музейной экспозиции представил учитель истории школы № 12 Смоленска Павел Сивиков. Третьим стал интерактивный вариант от экскурсовода-реконструктора Михаила Гойдина, представшего в форме советского солдата времён Великой Отечественной. А участники семинара смогли на практике убедиться, насколько разными получились все три фрагмента урока…

– На реализацию проекта «Смоленские уроки» краеведческим обществом запланирован год, – говорит Елена Агафонова. – Итоги будем подводить в ноябре. А пока команде проекта, формирование которой уже практически завершено, предстоит создать на территории Смоленщины научно-методическую экспериментальную площадку по изучению и классификации, а также разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Ольга Суркова

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Архив

8 февраля 2020

312 тысяч животных привили в Смоленской области против бешенства в 2019 году  85

Жители смоленского райцентра пожаловались на личахей во дворе  103

Смолянам разъяснили минимальный перечень услуг и работ в многоквартирных домах  109

В мэрии обсудили механизм максимального вовлечения смолян в горсреду  111

Житель Десногорска присвоил себе найденный на улице телефон  107

В Смоленске на одну «резиновую» квартиру стало меньше  130

В смоленском райцентре отремонтируют территорию возле школы  123

Пара смолян оставил бизнесмена без сельхозоборудования  113

Смолянин порезал знакомой лицо, шею и грудь  113

Шустрый смолянин вынес из магазина элитный алкоголь  142

Они так взрослеют. И мы это переживём…  123

Смоляне выбирают имя для символа своего поселка  113

Поход в ресторан закончился для жителя Вязьмы госпитализацией  110

Прогноз погоды на воскресенье, 9 февраля  354

Смолянин, пытаясь потушить пожар, получил многочисленные ожоги  390

Смоленская деревня: «точка невозврата» или надежда на будущее?  105

Минздраву и МВД предложили изменить порядок медосвидетельствования водителей  115

В Смоленской области в доме культуры отремонтируют крышу и помещения  148

В 2020 году в Смоленской области отремонтируют 43 почтовых отделения  159

"Сам не справился". Смолянин, бросившийся в огонь, попал в больницу  115

В Ситуационном центре республике прошло заслушивание ЕДДС муниципальных образований  128

В Вязьме неизвестные украли со склада автомобильные диски и шины  106

На дорогах Смоленской области проведут «сплошные проверки»  127

В Главном управлении прошло заседание оперативного штаба  135

Смоленские школьники написали пожелания ветеранам  107

В сети появилось видео пожара, случившегося в кафе под Смоленском  584

На Фрунзе прохожие нашли труп женщины  815

В Смоленской области на сироту повесили чужие долги по ЖКХ (фото)  602

На Смоленщине разыскивают пропавшую жительницу Брянска  428

Смолянка попала под автомобиль после выхода из трамвая  609

Видео: Смоленских автомобилистов предупредили о возможной опасности  437

Общественники призвали жителей Смоленска изменить свое отношение к животным  433

Жители общежития остались без обещанного ремонта (видео)  363

Смоляне выберут скверы для благоустройства  341

При пожаре в Смоленском районе погибла женщина  144

• Чему научат «Смоленские уроки»  139

Смоляне сообщили о женщине, которая вышла из трамвая и попала под машину  138

Смолянка погибла в вечернем пожаре  111

Появились подробности спасения женщины в центре Смоленска  131

Общественники призывают смолян изменить отношение к животным  106

"Будем рады встрече!" "Трассера" зовут смолян на концерт  184

С 10 февраля часть смолян останется без горячей воды  128

На Смоленщину не пустили более 28 тонн перца, заражённого опасным карантинным вредителем  105

В жилом секторе Кировского района Махачкалы прошли рейдовые мероприятия  126

В январе в Смоленске родились 282 малыша  102

Известный историк и писатель Андрей Борисюк провел лекцию в Смоленске  123

347 школ Смоленской области ведут прием детей в первый класс  138



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)