Мурад Чапаров: «Развитие смоленского «Кристалла» - наша главная цель»
Эксклюзивное интервью генерального директора ПО «Кристалл» нашему изданию.- Производственное объединение «Кристалл» - предприятие мирового уровня и символ нашего города. Недавно на заводе сменились учредитель и топ-менеджмент. Мурад Мухарбиевич, мы знаем, что вы опытный специалист, работали на многих крупных градообразующих предприятиях, однако в смоленской городской бизнес-элите то и дело появляются разного рода слухи о том, что вы «ликвидатор» завода, который должен его грамотно закрыть. Как вы относитесь к такого рода высказываниям? И какова ваша миссия как нового руководителя «Кристалла»?
- Это даже нелогично. Для чего компании «ликвидировать» завод, покупаемый за большие деньги?
И потом, я за всю свою трудовую карьеру ни одного предприятия не ликвидировал, такого опыта у меня нет. Напротив, все предприятия, на которых я работал, развивались.
Откуда пошли эти слухи? Частично, наверное, от боязни перемен. Частично от понимания, что сегодня «Кристалл» убыточен. Предприятие находится в тяжелом финансовом положении. И эта ситуация длится далеко не первый год. Но у завода есть и отличный потенциал: мы умеем делать первоклассные бриллианты любой огранки. Коллектив на это мотивирован.
В первую очередь я имею в виду высококвалифицированных специалистов инженерно-технического профиля. Сформирована и управляющая команда, готовая работать максимально продуктивно. При этом мы находимся в составе крупнейшей российской группы алмазодобывающих компаний «Алроса», которая с приобретением «Кристалла» закончила составление своей бизнес-модели органичного построения гранильного бизнеса.
«Кристаллу» с его колоссальной долговой нагрузкой эта сделка очень была нужна. Другого пути у завода не было.
- Значит ли это, что у смоленского «Кристалла» начинается новый этап развития?
- Именно так.
- И все-таки позвольте уточнить: вы считаете себя антикризисным менеджером, призванным решить проблему с долгами, или руководителем, который должен дать предприятию новый импульс для развития?
- В современном бизнесе уже практически не существует понятия «антикризисный». Важен менеджер, который умеет эффективно управлять в любой ситуации. Хотя у меня есть опыт антикризисного управления в ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» и на березниковском «Азоте».
- Рассматривается ли вопрос оптимизации численности сотрудников предприятия?
- У нас нет цели оптимизировать численность работников. Моя задача - достижение операционной эффективности. Формула, как это сделать, звучит просто: продажи/ производительность/ себестоимость/ сроки/ качество.
К слову, сейчас мы набираем 40 учеников-огранщиков. Более того, планируем существенно увеличить численность разметчиков, поскольку собираемся поменять организацию разметки как технологического процесса.
- Будет ли работать учебный центр «Кристалла»?
- Конечно, более того, он будет развиваться. Там готовят только огранщиков и разметчиков. Хотелось бы, чтобы со временем в учебном центре можно было получить и вторую специальность. Такие программы мы уже разрабатываем.
- Раньше вы работали на химическом производстве. Переход в новую сферу стал для вас существенным жизненным поворотом? Требуются ли для этого дополнительные знания и обучение?
- Конечно. Любой современный менеджер должен развиваться сам и способствовать развитию своей команды. Взращивание и поддержание корпоративной культуры постоянного обучения, в том числе друг у друга, - один из моих управленческих принципов. Я всегда призываю, например, коммерсантов учиться у финансистов понимать и чувствовать экономику, а финансистов - оценивать с коммерческой точки зрения, насколько привлекательна планируемая сделка.
Если говорить о бриллиантах, то никогда в жизни не думал, что буду их производить и продавать. Как и не предполагал, что стану директором химического завода. Сейчас, погрузившись в рынок, понимаю, что это очень сложный бизнес, в нем много своей специфики.
- Это правда, что у вас есть команда, с которой вы будете работать и в Смоленске?
- Было бы странно, если бы у менеджера, который давно работает в бизнесе, не было своей команды. Конечно, есть несколько менеджеров, с которыми я бы с удовольствием всегда работал, поскольку знаю: они справятся с любой задачей.
И компания «Алроса» всегда открыта для эффективных менеджеров. Но я все же стараюсь сохранить по возможности ту команду, в которую пришел. Главным образом, принимая во внимание уникальные профессиональные компетенции: искать специалиста с опытом работы в этой отрасли сложно. В результате на смоленском «Кристалле» произошли лишь единичные кадровые замены. Планов просто заменить команду своими знакомыми менеджерами у меня нет.
- Где сейчас находится ваша семья?
- В городе, где мы всю жизнь живем, - в Москве. У меня четверо детей. Старшему - 24. Средние - старшеклассники. Самому младшему члену нашей семьи - 4 года.
- То есть это своего рода ваш «крест» - какое-то время находиться вдалеке от близких
- Это не «крест», а моя работа и образ жизни, который мне нравится. Мне было бы скучновато долго сидеть на офисной работе. Мне куда больше импонирует «живая» работа, когда много результативных поездок... Ну и до Москвы теперь недалеко.
- Смоленский «Кристалл» долгое время выступал не только как огранщик алмазов, но и как социальный партнер многих значимых проектов. Например, с 1990-х годов поддерживал спортивные команды, кинофестиваль «Золотой Феникс». Эти традиции будут продолжены?
- В России очень немного компаний, которые много усилий и денежных средств тратят на различные социальные программы. Что касается ПО «Кристалл», то средняя зарплата у нас одна из самых высоких в Смоленском регионе. Напомню, это 44 тысячи рублей. И мы понимаем, что надо сохранить коллектив и нельзя допустить падения уровня жизни наших работников. Мы делаем очень многое, в первую очередь для своего коллектива, а это почти 2 тысячи человек. Обеспечение коллектива стабильной зарплатой и социальными гарантиями для нас сейчас в приоритете.
- А как обстоят дела на алмазном рынке? Что скажете по поводу индийских производителей, которые ведут себя довольно агрессивно и чувствуют себя монополистами в этой сфере? Да и производство искусственных камней набирает обороты. Как вы собираетесь работать в столь непростых условиях?
- Конкурировать с индийскими производителями сложно, за ними - 82% рынка бриллиантов. Но ПО «Кристалл» не поэтому имеет отрицательный результат в финансовой деятельности. Возможно, я бы и сослался на трудности рынка и коварство индийцев, если бы на смоленском предприятии была предпринята хотя бы треть необходимых мер по стимулированию продаж. Но дело, увы, далеко не только в этом. Мы имеем, мягко говоря, очень небольшую клиентскую базу. Есть проблемы с сервисом, методы работы с клиентами устарели лет 5 - 6 назад.
Возвращаясь к рынку, замечу: да, он сложный, но у бриллиантеров зачастую тоже наблюдается определенная «профессиональная деформация» - все любят говорить о специфике рынка, ставят ее в фундамент ведения бизнеса, а еще ею оправдывают недостаток клиентов, маленький охват по регионам. На самом деле должно быть все наоборот. Специфику, безусловно, нужно учитывать, но вместе с тем развивать сбыт, внедрять маркетинговые программы, повышать эффективность.
В декабре прошлого года я побывал в 16 ведущих компаниях мира, которые занимаются огранкой алмазов. У них просто блестящая модель бизнеса - от производства (кстати, здесь мы не отстаем) до продаж (в этом мы с ними тягаться пока не можем). Индийцы продают лучше нас. У них есть глобальный охват, четкое структурирование, они понимают, что и кому нужно и что требуется им самим. Их стандартная схема продаж проста: 35% - Америка, 30% - Китай, 5% - Европа, около 10% - Гонконг, 8% - Австралия, остальное - весь мир. Они первыми начали сдвигать эту модель в сторону клиентов, потому что раньше был принцип «покупай или уходи».
- Вы первый, кто обрисовал ситуацию в таком свете. Раньше озвучивались другие причины успеха алмазоперерабатывающей отрасли Индии: сокращение издержек на отопление, электричество, большое количество огранщиков, дешевые камни. А сегмент России представлялся как более дорогой и качественный.
- Что касается издержек производства, то 60% себестоимости продукции - это фонд оплаты труда. И рабочая сила у индийцев сейчас уже не всегда дешевле. В тех компаниях, в которых мы были, средняя зарплата огранщика - 700 - 800 долларов - величина, уже сопоставимая с нашими зарплатами. Хотя те, кто живет в деревнях и занимается огранкой на совершенно кустарных производствах, могут получать по 15 - 20 тысяч в пересчете на рубли. Они обрабатывают даже не «мелочевку», а по большому счету «пыль». Но не на этом строится индийский бизнес. Он строится на высокой операционной эффективности, и, как я уже говорил, индийцы очень хорошо продают. Гораздо лучше нас.
- Я правильно понимаю, что специфика бриллиантового бизнеса заключается в том, что бриллианты - роскошь, нужная по случаю и не всем, а не жизненно необходимый товар?
- В том числе. Такие аргументы звучат очень часто. Мы констатируем факт, что спросом на бриллианты - его формированием и стимулированием - необходимо заниматься. Ведь, например, дорогие кожаные сумки известных мировых брендов тоже не предмет первой необходимости, однако на центральных улицах европейских городов можно увидеть очередь за ними. Потому что работает маркетинг - люди покупают не просто красивую сумку, а образ жизни, рекламируемый модными журналами. Когда хотя бы десятая часть рекламного пространства, которое занимают предметы роскоши, будет отдана бриллиантам, дела пойдут намного лучше. Диамантеры это понимают и определенные шаги уже предпринимают. Какие именно - думаю, увидим в скором времени.
- Люди, которые в разное время были у руля ПО «Кристалл», имели и политические амбиции, и были активными общественными деятелями. У вас есть такие планы?
- Нет. Мой интерес к политике ограничивается любовью к книгам по истории французской революции: мне когда-то было любопытно, как можно было сначала «ушатать» в ноль мощнейшую державу, а потом снова сделать Францию одной из самых развитых стран Европы. Никаких политических амбиций нет, мне нравится управлять бизнесом.
- Несколько лет назад коллектив завода создал реплику Большой императорской короны. Где она сейчас?
- С ней все в порядке, она все так же прекрасна. Сейчас корона находится в Гохране, где проходит государственную экспертизу. Как и прежде, ее будут выставлять на различных государственных торжественных и исторических мероприятиях.
- Успели ли вы познакомиться со Смоленском?
- Мне очень нравится Смоленская крепостная стена, она аутентична и интересна, а еще - центр города, достаточно ухоженный, красивый парк.
Одно из окон моей квартиры выходит на Успенский собор. И мне доставляет огромное удовольствие любоваться им и слышать колокольный звон. Это радует и слух, и душу, и сердце.