«Смоленская стилистика — достойный образец лучших традиций российской музыкальной школы»
Денис Кирпанёв - российский дирижёр, музыкальный педагог, Заслуженный артист Российской Федерации. Покоряя самые именитые музыкальные площадки в России и за рубежом, он остается верен своим корням, которые были сформированы в Смоленском музыкальном училище. Именно Смоленск дал маэстро путёвку в большое искусство. Несмотря на безусловное признание как дирижера, создателя симфонических оркестров в столице и целом ряде регионов России, имя Дениса Кирпанёва в Смоленской области известно не так широко, как за ее пределами. Smolnarod.ru восполняет этот пробел и публикует интервью с музыкантом.
- Расскажите о своем пути к успеху: как простой смоленский парень стал дирижером Кремлевского балета?
Путь к совершенству он, наверное, для всех людей одинаковый. Это лишь желание добиться высокого профессионального результата. А зерно этого движения было заложено в Смоленском музыкальном училище, когда я учился у замечательного педагога Поповой Нины Павловны, заслуженного работника культуры России. Нина Павловна на всю жизнь стала для меня наставником, другом, учителем с большой буквы. Человеком, который не просто многому научил, но буквально создавал меня изнутри как музыканта, прорисовав тот контур и рельеф будущих граней профессии, зарядив меня огромной энергией. Именно под ее руководством я поверили в профессию, и именно в те годы понял, что мне необходимо учиться дальше, поступать в вуз и стремиться к будущим свершениям.
- Ваша учеба в Смоленском музыкальном училище (1989-1993) пришлась на самые неспокойные годы. Слом Советского Союза, появление Российской Федерации, когда в стране произошла, наверное, наибольшая девальвация культурных ценностей. Когда вы учились, у вас не возникало какого-то разочарования? Не было ощущения, что нужно переквалифицироваться в предприниматели, коммерсанты?
Таких мыслей не было. Да и ощущения того, что с культурой происходит что-то неладное - в стенах училища тоже не было. Наоборот, под руководством мощного педагогического состава мы усердно занимались. Вот, например, как это было: я, житель города Смоленска, имея дома фортепиано, тем не менее, просыпался в 5 утра, и в 6 часов приходил в музыкальное училище. В 6.05 все классы были заняты. Это еще в старом здании, где сейчас находится художественная школа. Занятия начинались в половине восьмого, первым был урок по индивидуальной гармонии. Тогда мы, студенты, стремились научиться, мы хотели добиться результата, и у нас были очень хорошие учителя. Нина Павлова Попова, мне ещё раз хотелось бы это отметить, это выдающийся педагог, обладающий глубокими знаниями, высокой исполнительской дирижёрской культурой и огромным педагогическим талантом. И, кстати, мы не задумывались тогда, принесёт ли эта профессия нам деньги. Мы думали о другом - как состояться в дирижёрской профессии.
- Если вернуться к Смоленску, можно ли говорить о том, что у нас есть своя, смоленская музыкальная школа. И какие тенденции вы наблюдаете в своей смоленской альма-матер?
Еще раз хочу сказать о своём первом педагоге Нине Павловне, которую я высоко ценю как профессионала. Именно она, работая с академическим хором Смоленского музыкального училища в течение многих лет, сумела установить, казалось бы, в качестве привычной нормы, высочайший уровень художественного исполнения. Сейчас я размышляю об этом как человек, которому уже довелось самому создавать музыкальные коллективы. Однажды я услышал выступление хора Смоленского музыкального училища в стенах Академии музыки им.Гнесиных, тогда я уже дирижировал в Москве. Так вот, наряду с профессиональными студенческими коллективами, выступающими на конкурсе, наш хор продемонстрировал подлинный высокий уровень мастерства, великолепный художественный вкус, удивительную сбалансированность звучания и филигранную отточенность в каждой фразе - всё то, что определяет большое академическое искусство. Поэтому, если говорить о нашей, смоленской стилистике, то это скорее достойный образец лучших традиций российской музыкальной школы в целом. И которая была привнесена Ниной Павловной и привита студентам хорового коллектива под её руководством. Знаете, добиться хорошего звучания хора очень сложно. А у Нины Павловны во время исполнения, как говорят, «воздух двигался». И, кстати, это оценивали многие. Хор училища в разные годы неоднократно становился лауреатом на всероссийских конкурсах. Вы представьте себе, 90-е ходы, когда только что была большая страна СССР, проходили международные фестивали и профессиональные хоровые конкурсы, после участия в которых коллектив возвращался в родные стены училища с престижными первыми премиями. Это была очень высокая оценка.
- Вы сейчас бываете в Смоленске?
К сожалению, реже, чем хотелось бы. Но конечно же бываю.
- Поступали ли Вам какие-нибудь предложения о сотрудничестве? Может быть, выступить в Смоленске?
Так сложилось, что я ни разу не выступал в Смоленске. К сожалению. Это при том, что мне посчастливилось участвовать в создании музыкального театра в Калининграде, симфонического оркестра в Сургуте, молодежного оркестра в Подмосковном Жуковском, быть в постановочной команде «Геликон Оперы», дирижировать известными московскими симфоническими коллективами и академическими оркестрами в Саратове, Нижнем Новгороде, Петрозаводске. Проводил театральные премьеры в Краснодаре. Т.е. география была разная. И, конечно, были гастроли с «Геликон Оперой» по многим российским городам, от Ярославля и Костромы, до Ханты-Мансийска и Хабаровска. Но в Смоленске я ни разу не дирижировал.
- Как складывалась Ваша карьера в мировой классической музыке?
Самыми заметными были заграничные турне с театром «Геликон Опера», они были неоднократно. С театром я посетил более 20 стран мира. Можно вспомнить большой тур по США, где я провел 52 дирижёрских выступления. Были крупные фестивали во Франции, Италии, Испании, Польше, Ливане, где я дирижировал концертами или спектаклями.
- Есть ли у Вас музыкальные пристрастия вне классической музыки? Что вы слушаете в наушниках телефона или дома на стереосистеме?
В основном все прослушивания связаны с классической музыкой, но в разных её направлениях, поскольку мне приходится дирижировать оперой, балетом или симфонической музыкой. Нас когда-то так учили: влюбляться в те сочинения, с которыми ты работаешь, стараться их глубже понять и почувствовать. Это основное. Что касается других направлений, то к примеру, когда приезжала Sade или A-ha, я был на их концертах. Иногда я бываю в московских джаз-клубах. Это увлечение у меня осталось с юности, когда я начинал занимался джазовой импровизацией. Хороший джаз или джаз-рок, для меня интересная тема.
- Сейчас многие гранды рок-музыки любят обращаться к симфоническому звучанию, перекладывать свои вещи на симфоническую музыку. Как вы к этому относитесь?
Я считаю, что это возможно. С вниманием наблюдаю, когда какая-то серьезная рок-команда или поп-группа вдруг появляются в афише с симфоническим оркестром. Это нередко бывает в последнее время.
- Можно ли говорить о тенденциях в современной симфонической музыке. Есть ли они? Или классическая музыка это константа, которая не подвержена трендам, изменениям? Если не считать той тенденции, о которой мы говорили выше.
Начну с того, что сейчас происходят большие изменения в репертуаре классических коллективов. Поиск нового репертуара это сейчас главная тема для исполнителей, поскольку мир стремительно движется вперед. Уже негласно считается, что если в репертуаре коллектива нет новых современных названий, то в какой-то мере это уменьшает интерес к нему. И в этом есть важный сигнал - поскольку обновлять репертуар действительно необходимо. Это не означает, что нужно отказываться от классических сочинений, ведь они настолько велики в художественном смысле и обладают такой огромной силой, что их просто невозможно будет заменить. Но играть современную музыку, открывать новые имена совершенно необходимо. В течении нескольких лет я дирижировал сочинениями молодых композиторов, ставшими победителями в конкурсе современной музыки на «Радио-Орфей». Лучшие сочинения записывались в студии звукозаписи на Качалова и затем транслировались в программе «Через Черни к звёздам». Эта работа мне очень нравилась.
Я слышал о том, как однажды в качестве эксперимента применили искусственный интеллект, который сочинял музыку в стиле известных композиторов. Например, взяли все сочинения И.С.Баха, на основе которых компьютерная программа создала новое сочинение, используя все интонационные и стилистические особенности Баха. При этом отличить на слух разницу между оригинальными сочинениями и новым не смогли даже опытные специалисты. Это как будто бы «действительно» был Бах. Такой эксперимент нельзя не заметить. Но в то же время мне хочется ответить на вопрос так: все-таки базовые устои классической музыки не подлежат изменениям. Компьютер не сможет изначально заменить композитора, его душу и переживания, как и живое звучание, реальных исполнителей на сцене. Когда-то был придуман такой сложнейший механизм, как симфонический оркестр, в котором оказались группы струнных, ударных, деревянных и медных духовых инструментов. Оркестр, изменяясь на протяжении около трёх столетий до знакомых нам современных видов музыкальных инструментов, оказался настолько удачно выстроен и сбалансирован, что такой сложный музыкальный механизм оказался безупречным. Он будет долго еще работать.
- Со стороны может показаться, что классическая музыка это интерес исключительно взрослых людей. Что она может предложить детям?
Пять лет назад я создал в Жуковском молодежный симфонический оркестр, который состоит из 55 человек. Из них 40 человек это сами учащиеся Жуковской школы искусств 1 (директор Елена Меденцева), и 15 - их молодые педагоги. Получился очень интересный музыкальный коллектив, в котором дети наблюдают за своими старшими помощниками, и в то же время они сами являются исполнителями. Я даже выступил впервые в качестве композитора, сочинив кантату в семи частях «Созвездие Жуковского». И мы большим сводным хором в 300 человек исполнили её к 70-летнему юбилею города, а затем и на стадионе, где эта кантата прозвучала под пролетающие самолеты, стрельбу кадетов из настоящего оружия. Получилось очень интересно. Запись делалась на Мосфильме. Надо сказать, что работа с детьми оказалась очень интересной. Поначалу я сомневался, смогу ли перестроиться для работы с молодыми музыкантами после выступлений в Государственном Кремлевском Дворце, Большом зале консерватории, концертном зале им.Чайковского. Но затем понял, что дети также готовы отдавать частичку себя большому искусству. А это дорогого стоит.
- Предлагаю все-таки закончить разговором о Смоленске. Какое явление из смоленской культурной жизни вам запомнилось больше всего?
Я в своей душе храню самые теплые воспоминания об оркестре народных инструментов имени В.П. Дубровского. В те времена, когда мы учились, были совершенно выдающиеся выступления этого коллектива. Многие музыканты помнят, что В.П.Дубровский был дирижёром высочайшего профессионального уровня, имел блестящее симфоническое образование и опыт работы в известных московских оркестрах. В оркестре русских народных инструментов проводилась тонкая художественная работа, оркестр обладал особым звуком. Нам рассказывали, как гитаристы подкладывали перышки под струны, в поиске определенного звучания. Это была серьезная, глубокая работа. А так, как звучал ми-минорный «Славянский танец» Дворжака, - мне запомнилось на всю жизнь.
И конечно, в Смоленске проходит крупный Глинковский фестиваль. И в этом смысле нам повезло, что Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки это наш, смолянин. И я, кстати говоря, в своих программах всегда стараюсь ставить какое-нибудь сочинение М.И.Глинки. Считаю это честью для себя.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)