Братья Чурановы: «Инвестируйте в команду руководителей и цифровизацию бизнеса»
Концепция «услуга как продукт». Производство прозрачный аквариум вместо «чёрного ящика». Универсальные советы для любого бизнеса на любой стадии
Братьяпредприниматели Чурановы уже не первый год являются одними из ярких брендов смоленского бизнеса. Их агентство WebCanape входит в ТОП50 лучших вебагентств России и СНГ, а компания «Станкосервис» активно сотрудничает со многими российскими госкорпорациями. А ещё Чурановы создали в Смоленской области не имеющий аналогов ITфестиваль Tabtabus и организовали более 30 бизнестуров по 12 странам мира.
В интервью журналу «О чём говорит Смоленск» Василий Чуранов рассказывает о собственном «научном» подходе к ведению бизнеса, о плюсах цифровизации производства, а также о том, почему «халявные» деньги для предпринимателя это всегда плохо.
Василий, когда в вас «проснулась» предпринимательская жилка?
Еще в начальных классах, когда мы с братом продавали детям возможность смотреть диафильмы, печатали расписание автобусов и разносили по газетным киоскам на реализацию. После окончания вуза (СФМЭИ) я немного поработал в Смоленске в разных направлениях IT, после чего отправился учиться в московскую аспирантуру и между делом покорять Москву. Долго совмещать аспирантуру и работу оказалось тяжело. В конце концов работа взяла верх. Устроился на полную ставку менеджером в одну из ведущих вебстудий. За несколько лет прошел путь до начальника отдела вебразработки. Набравшись опыта, решился открыть собственный бизнес но не в Москве, а в родном Смоленске, и не в одиночку, а вместе с моим братомблизнецом Александром. Так появилась на свет наша первая компания «Твинс» и её первый проект WebCanape по разработке и созданию вебсайтов. Можно сказать, что к открытию такого бизнеса меня привело хорошее понимание рынка, а именно чего не хватало рынку на тот момент.
Памятуя об ошибках, которые возникали у моего предыдущего агентстваработодателя, мы начали с разработки технологии собственной работы над интернет-проектами. Фактически мы создали конвейер (в хорошем смысле этого слова) в данной сфере услуг и ориентировались на принципы промышленного производства. Идея заключалась в том, чтобы представить себя производственной организацией, работающей на конвейере и выпускающей качественный продукт за строго определенный срок и при конкретной себестоимости.
К настоящему времени мы имеем около двух тысяч клиентов, и сегодня, помимо разработки вебсайтов, занимаемся продвижением и рекламой их услуг. Делаем не просто сайты, а стратегию и комплексный маркетинг, поскольку многим заказчикам нужен не сайт как таковой, им нужны клиенты, заказы, продвижение бренда.
Из известных федеральных брендов мы делали проекты для «Магнита», «Сколково», «Еврохима», S7, «Росатома». Из смоленских сайт национального парка «Смоленское поозерье», «Антибиотик.ру» и много других.
Уже несколько лет мы являемся одним из нескольких аккредитованным агентств «Сколково», и можем предлагать свои услуги для сообщества сколковских стартапов. Для этого мы прошли сертификацию по ISO:9001, подтвердили качество и стандартизировали свои пакетные услуги.
«На большинстве заводов производство это «чёрный ящик»
Ещё один ваш бизнес это компания «Станкосервис», предоставляющая услуги мониторинга промышленных станков. Насколько я понимаю, данное направление начало развиваться практически одновременно с WebCanape?
Система «Диспетчер», внедрением которой занимается «Станкосервис», была придумана нами в ещё в 20022003 годах. А вот успешная работа WebCanape обеспечила нас средствами для запуска этого проекта. В итоге я сам в какойто момент перестал операционно заниматься вебстудией и сконцентрировался на проекте «Диспетчер».
Изначально мы занималась модернизацией старого оборудования на заводах меняли перфокарты на перфоленты, модернизировали ЧПУ [числовое программное управление авт.], ставили электронные картриджи вместо дискет и так далее. Одной из идей, которую мы внедряли на производстве, была передача управляющих программ для станков с ЧПУ по сети раньше операторы бегали с дискетами или флешками, а это решение позволило передавать программы с сервера на станки по локальной сети. Оно оказалось очень востребованным и продавалось по всей России, хотя технически ничего сложного в нем не было.
В какойто момент мы поняли, что можем не только передавать программы на станки, но и, наоборот, собирать информацию со станков. Так и появился проект «Диспетчер». Если говорить простыми словами, то это Googleаналитика для станков на предприятии. Всё оборудование завода подключается к локальной сети при помощи специального терминала и программного обеспечения, что позволяет полностью контролировать его работу: насколько эффективно и что станок делает, сколько времени простаивает, по каким причинам, кто из операторов на нем работает, в какие смены и так далее. В результате менеджмент предприятия получает полную статистику работы оборудования и персонала. На большинстве заводов производство это «чёрный ящик». А наш инструмент позволил превратить его в прозрачный аквариум, где всё понятно и видно.
Сейчас «Диспетчер» работает более чем на 270 предприятиях, и не зря согласно статистике, средняя загрузка на многих из них на момент запуска системы не превышала 30%. Это колоссальные потери денег, так как стоимость одного станкочаса составляет порядка 23 тысяч рублей. Если умножить на количество часов в смене и на количество станков на заводе, это сотни миллионов рублей в месяц.
К «Диспетчеру» подключены более 10 тысяч станков на российских и зарубежных предприятиях, в том числе на заводах госкорпораций «Росатом», «Ростех», Hyundai в Болгарии и Godrej в Индии. Наш инструмент дал руководству этих компаний возможность поновому взглянуть на эффективность использования оборудования и увидеть те «узкие» места, которые необходимо оптимизировать. Наличие этого инструмента и собранной при его помощи статистики дает рост эффективности на 10% и более. Дальше, разумеется, не все так просто необходимо обладать неким управленческим потенциалом, понимать производство, чтобы, посмотрев на аналитический отчет, принять решение о том, с чего начать процесс оптимизации и повышения эффективности. Но при принятии управленческих решений уже хотя бы можно на чтото опираться.
Корпорации наш основной заказчик. Например, «Трансмашхолдинг» в рамках первой части комплексного плана цифровизации подключил к системе Новочеркасский электровозостроительный завод. По итогам пилотного проекта менеджмент предприятия остался доволен результатами работы «Диспетчера», и принял решение масштабировать проект на другие предприятия холдинга.
Кстати, именно с «Диспетчером» мы пришли в «Сколково», а чуть позже, в 2017 году, презентовали наш проект премьерминистру Дмитрию Медведеву. А ещё год спустя нас заметил стратегический инвестор компания «Цифра», в состав которой в итоге и вошел «Станкосервис». Теперь наши объединенные усилия направлены на достижение лидерства в области промышленной цифровизации и искусственного интеллекта и продвижении технологии за рубеж. У нас есть около десятка фокусных стран, таких как Индия, Китай, Малайзия, страны Восточной и Западной Европы, Южная Корея.
«Смоленская область небогата на ITсобытия»
Ещё один ваш проект, который считается одним из главных ITсобытий Смоленской области это фестиваль Tabtabus. Это уже мероприятие для души?
В какомто смысле, да. Изначально мы придумали проводить такой фестиваль дважды в год осенью в закрытом помещении и летом на природе. Потом оставили только летний open air. Аналогов ему в России практически нет. Представьте: на территории красивого заповедника «Смоленское поозерье» на два дня собираются люди, неравнодушные к технологиям, чтобы послушать и поделиться своим взглядом на бизнес будущего. Не только программисты, но вообще все, кому интересны гаджеты, роботы, искусственный интеллект, нейробиотехнологии и тому подобное. На время фестиваля все участники равны, нет боссов и подчиненных. Компании ставят свои лагеря, знакомятся, отдыхают, делятся опытом. Очень классная атмосфера развития и сотрудничества.
В прошлом году это было помоему вообще единственное массовое мероприятие на территории Смоленской области. И в этом году тоже, естественно, его планируем. Только пока не определились с датами.
Сегодня Tabtabus это не только лишь фестиваль, это уже наш полноценный образовательный проект. Одно из его ответвлений школа Tabtabus School, где мы готовим или переобучаем смолян по таким ITспециальностям, как программирование, маркетинг, управление проектами.
Это онлайн-школа или туда нужно ходить ножками?
Нужно ходить. Люди приходят в класс и занимаются с преподавателем. Все по классике. Часто смоленские компании приводят к нам в школу своих сотрудников, иногда люди сами по себе приходят.
Помимо фестиваля Tabtabus, насколько наш регион богат на ITсобытия?
Небогат. Да и самими ITшниками тоже небогат. Хотя в Смоленске есть несколько десятков ITкомпаний, и некоторые из них очень известны за пределами нашего города, а тут их мало кто знает. А так Изредка у нас проводятся небольшие конференции, семинары, которые, в том числе, организует и «Мой бизнес». Вот, по большому счету, и все смоленские ITсобытия. Просто Москва близко, и многие стремятся туда.
Вы сказали, что сегодня Tabtabus это уже полноценный образовательный проект. Однако у вас же есть ещё один не менее известный образовательный проект «Комбаттуры» возможность попутешествовать по России вместе с экспертами в той или иной сфере.
Как правило, в такие бизнеспутешествия едут люди, понимающие ценность времени, проведенного в компании экспертов и единомышленников, что невозможно сравнить с деньгами, потраченными на поездку. Через участие в «Комбаттурах» прошли уже более 700 человек. Сегодня это дружное сообщество, которое сформировано в единый клуб. Немаловажно, что уже в процессе поездок предприниматели не только общаются с экспертами, но и активно взаимодействуют между собой. В результате запускаются новые проекты и открываются совместные бизнесы.
Сегодня аудитория «Комбаттуров» это не только взрослые, проект начал работать и с юным поколением. Мы создаем единую среду, которая будет интересна не только уже состоявшимся предпринимателям, но и тем, кто желает сделать первый шаг на бизнеспути. Мы строим сообщество предпринимателей «Менеджерское братство» и сообщество будущих бизнесменов Nexty. Два года уже действует развивающий лагерь для детей предпринимателей Batyrev.Camp, а в 2020 году был запущен образовательный симулятор для детей YKombat по развитию предпринимательского мышления.
Василий, в завершение беседы поделитесь полезными прикладными советами с теми, кто, возможно, ещё находится в начале своего бизнеспути. На что им, по-вашему, стоит обратить внимание уже сейчас, в фазе становления?
Могу дать несколько советов, которые применимы абсолютно к любому бизнесу на любой его стадии. Собирайте сильную команду руководителей и доверяйте им. Когда команда чувствует доверие и поддержку со стороны лидера, она может достигнуть любых результатов. Они в свою очередь тоже будут подбирать в свою команду хороших людей и растить из них классных специалистов. А еще не жалейте сил и денег на цифровизацию бизнеса. Это позволяет настроить управление бизнесом в режиме онлайн и намного повысить эффективность. К примеру, мы в своих компаниях давно пользуемся информационной CRM-системой, в которую можно «заводить» все проекты, отслеживать, в какой стадии находится каждый из них, сколько времени над ним работает менеджер. Также мы используем дашборды, на которые выводятся метрики эффективности, чтобы в реальном времени видеть, например, поступление денег от клиентов, нагрузку на менеджеров (кто сколько проектов ведет, кто перегружен, а кто недогружен), нагрузку на службу техподдержки и тому подобное. Не составляет никакой проблемы вывести такие диаграммы на смартфон руководителя или на его отдельный монитор в кабинете, наблюдать все это в режиме реального времени и принимать управленческие решения. Таких и подобных инструментов у нас достаточно много. В совокупности все они позволяют контролировать свой бизнес и оперативно реагировать на любые отклонения. Пользуйтесь ими не только в кризис, но и повседневно. И удачи в бизнесе!
беседовал Евгений Ванифатов