Новая жизнь «Соколиной охоты». Смоленские музейщики реставрируют полотно из усадьбы куракиных
Новые приспособления в реставрационной мастерской. В музее-заповеднике началось восстановление картины "Соколиная охота". Когда-то она украшала усадьбу Куракиных в Степановском-Волосове Тверской губернии. Неожиданно она была найдена стараниями мецената и исследователя наследия князей Куракиных Сергея Васильева и смоленских музейщиков. Было принято решение картину реставрировать. Однако ее слишком большие размеры - 2,5 на 3 метра - и значительное число утрат делали задачу трудновыполнимой.
По ступенькам - на картину. Именно так реставратору масляной живописи Ольге Пигасовой приходится взбираться для работы с одной из самых больших картин Смоленского музея-заповедника. Такая "лавка" помогает специалисту "зависнуть" над полотном, работать с теми местами, до которых иначе не дотянуться. Сейчас Ольга Пигасова укрепляет красочный слой с оборотной стороны. -
Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
"Наносится клей в очень теплом состоянии, чтобы он прошел через холст к грунту. Потом через фторопластовую пленку он еще раз прогревается для соединения с грунтом". -
А вот так выглядела лицевая часть картины в самом начале работы. "Соколиная охота" - князь Алексей Куракин запечатлел в образе наездницы с хищной птицей на руке свою супругу Юлию Федоровну и детей, позаимствовав сюжет и композицию с картины французского живописца Ораса Верне. На полотне кроме княгини еще можно рассмотреть пажа, собаку, егеря, а в левом углу - увы, сплошная утрата. -
Ольга Куликова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
"Две женщины и один ребенок - это как раз на том месте, где утрачено. Одни пальчики видны". -
Ольга Куликова показывает детали композиции, которые уже, кажется, увидеть нельзя. Но реставраторы тщательно изучили этюды, предшествовавшие написаю работы, и ее дореволюционные снимки. На их основе утраченные фрагменты предстоит реконструировать. Но вначале нужно было укрепить уцелевший красочный слой и восстановить сам холст. Реставраторы насчитали около полутысячи прорывов, каждый из которых особым образом "заштопали": подогнали заплатку, проклеили, высушили электрошпателем. -
Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
"Каждый прорывчик имеет по три проклейки. И вот с каждым, каждым, каждым прорывчиком будет вестись такая работа. В результате будет восстановлена, так скажем, целостность полотна". -
Впереди еще работа с грунтами, покрытие лаком, реконструкция живописи в местах утрат. Реставраторам предстоит "полечить" каждый миллиметр трехметровой картины. Новый мощный микроскоп, подаренный музею, поможет сделать это еще более точно.