"Меню смоленского оккупанта". 80-летию начала войны посвящается....
22 июня Россия замерла в глубокой и неподдельной скорби. 80 лет назад началась самая опустошительная и чудовищная по масштабу человеческих страданий война.
Гитлеровцы разрушили и разграбили в СССР 1 тыс. 710 городов и свыше 70 тыс. деревень. Уничтожили 31 тыс. 850 заводов и фабрик. Но основной удар приняла на себя Смоленщина.
Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству региона, превысил 40 миллиардов руб. Немецко-фашистские оккупанты почти полностью разрушили 12 городов, в том числе Смоленск, Вязьму, Рославль, Ярцево, Дорогобуж, Рудню и Велиж. Пять рабочих поселков, районные центры Всходы, Пречистое, Слобода и сотни деревень были стерты с лица земли. Гитлеровцы разрушили и разграбили 935 промышленных предприятий, более 3 тысяч учреждений культуры и здравоохранения, сожгли почти 250 тысяч домов сельских жителей, отобрали у населения и колхозов 1,5 миллионов голов скота.
Но колоссальный урон, нанесенный экономике и культуре государства, был не сопоставим с потерями на фронте и в тылу. За время оккупации было расстреляно, повешено, сожжено, закопано живыми, отравлено ядом и в душегубках, замучено в застенках СД 151 тыс. 319 смолян и 230 тыс.137 военнопленных, 164 тыс. 630 человек фашисты угнали на каторжные работы в Германию. По сравнению с довоенным временем население области сократилось на 50 процентов, а многие районы обезлюдели. Читаем «Сводный акт о зверствах фашистских оккупантов над мирными гражданами и военнопленными на территории Смоленской области»:
"- повсеместно проводились массовые и одиночные расстрелы мирного населения и осуществлялось применение виселиц;
- факты массового сожжения живых людей зафиксированы во всех районах области;
- закапывали людей живыми Андреевский, Касплянский, Сычевский и Темкинский районы;
- убивали отравой Дорогобужский, Понизовский, Тумановский районы;
- в душегубках (газовых камерах) Смоленск, Дорогобуж, Рославль;
- взрывали на минных полях Велижский, Глинковский, Слободской, Сычевский, Темкинский районы.
Состав актов о злодеяниях и списков жертв среди мирного населения по большему числу сельских Советов (или групп сельских Советов) не представляется возможным для районных комиссий вследствие полного опустошения этих сельских советов и отсутствия в них населения».
«Хлебная» диета
Как бы ни точны были установленные спецслужбами цифры, выявить точное количество жертв, которые понесла Смоленская область во времена Великой Отечественной, не представляется возможным. Считали сотнями тысяч...
...и не досчитываем по сей день. Время показало, что победители фашизма и сегодня едят пустую кашу, горькую от слез. Рацион среднестатистического россиянина и сегодня выглядит не богаче, чем... у пленного немца в далеком 1941 году.
В 2011 году, на 70-летие начала Великой Отечественной, мы употребляли в пищу 366 граммов мучного в сутки. На 85 граммов больше, чем сейчас!
Знаете ли вы, что в 1941 году суточная пайка хлеба военнопленного немца весила в два раза больше - 600 граммов? Как будто не им перца под хвост под Сталинградом не насыпали, а правнукам победителей. Хорошо, хоть пленным на фронтах оккупантам не давали фруктов (а мы их едим минимум 5 кило в течение месяца), яиц (нам их положено съесть 17 за месяц), молока и оставляли без сладкого. Пленным оккупантам давали к чайку 20 грамм сахарку.
Итак, что у фашистов припасено по минимуму в «корзинке»?
Паек немецкого военнопленного в 1941 году
1.Хлеб (ржаной, пшеничный) - 610 г
2.Овощи, картофель - 600 г
3.Мясо - 40 г
4. Рыба - 120 г
И только к лету 1942 года паек рядовым немцам срезали. Теперь им давали хлеба меньше на 200 граммов, а овощей на 100. Если перевести этот рацион в калории, то получится, что рацион немецкого пленного равнялся 2 тыс. 500 килокалориям в сутки (нынешние диетологи утверждают, что это и есть норма для нас, живущих в XXI веке).
Зато пленных офицеров вермахта продолжали кормить, как на убой. В пайке было 600 граммов хлеба (пшеничного и ржаного на выбор), 75 граммов мяса, сухофрукты и сливочное, а не постное, масло (40 граммов в сутки), их излюбленное блюдо тушеная фасоль, сухофрукты. И даже кофе!
«Ржаное чудо» для «лягушатника»
Что касается пленных, так мы всегда выражали радушие и подлинное гостеприимство тем, кого нужно было держать в черном теле. В 1812 году французские полчища разорили Смоленщину, нанеся ей урон свыше миллиона царских рублей. Опустошили, сожгли, отбросили губернию на век в развитии. А мы их и тогда холили и лелеяли. Хотя общий объем ущерба, нанесенного войной Смоленску, составил 6,5 миллионов полновесных царских рублей, а ущерб, понесенный всей Смоленской губернией, превысил 75 (!) миллионов рублей (свыше трети всех убытков, которые претерпела вся Россия).
Согласно данным ГАСО, «в сутки 12 офицерам Наполеоновской армии в Ельнинском военно-временном госпитале выдавали 1 12 фунта говядины (на человека выходило свыше 40 г мяса) и ржаного хлеба «в избытке». Его французы есть не могли искренне мучились от изжоги. Сердобольным русским пришлось заменить «ржаное чудо» на пшеничные свалки и привычные для «лягушатников» булки.
В рацион Жанов, Жаков и Мишелей непременно включали полкружки квашеной капусты (ух и пучило их, зато цингой не страдали!), также имели возможность трижды в день получить по полфунта овсяной или гречневой каши и выпить кваса. В месяц уходило 24 ведра.
Да что там квас! Рядовым в плену полагалась (в день) бутылка пива - в неделю уходило примерно 176 бутылей, а вечно мерзнущим офицерам готовили... глинтвейн.
Чтобы не страдать от авитаминоза, помимо квашеной капусты военнопленные получали не только квашеную капусту, но и хрен. А по лету - свежую зелень, овощи и фрукты. Ели яйца, сало и мед!
Фото Яндекс.