Жулики на удалёнке. Как жителей Смоленщины обманывают в пандемию
Жители Смоленской области каждый день переводят дистанционным мошенникам сотни тысяч рублей. На первый взгляд, все схемы аферистов очевидны и давно известны, но люди продолжают попадаться на их уловки.
Какие новые способы обмана появились у интернет-жуликов и как смолянам уберечь свои кошельки?
Алло, мы из банка!
С развитием информационных технологий и в условиях пандемии COVID-19 дистанционные виды преступлений по праву можно назвать трендовыми.
По данным ВЦИОМ, за 2020 г. мошенникам удалось опустошить кошельки россиян на более чем 150 млрд руб.
«Моя мама чуть не стала очередной жертвой этих негодяев. Позвонила мне в панике, говорит, с ней связались якобы сотрудники службы безопасности банка - кто-то пытался похитить деньги с её карты, и убеждали перевести все накопления на страховой счёт. Слава богу, связь прервалась, и она не успела продиктовать реквизиты этим аферистам», - рассказывает смолянка Анна Нестерова.
К сожалению, далеко не все обращаются за советом или помощью к своим друзьям и родственникам. Кто-то сразу переводит деньги, чтобы как можно быстрее их «защитить».
По данным пресс-службы ГУ МВД России по Смоленской области, за первые шесть месяцев этого года в регионе произошло 1379 краж и мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и Интернета. Это на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года, но цифры всё равно впечатляют.
«Всего за полгода мошенники своими действиями причинили гражданам и организациям ущерб на более чем 102 млн руб. Вернуть потерпевшим удалось только около 9 млн руб.», - рассказал начальник УМВД России по Смоленской области Валерий Саржин.
В 60% случаев мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банков и финансово-кредитных организаций. Как правило, злоумышленники звонят на телефон жертвы и под различными предлогами просят продиктовать им личные данные и пароли.
«Не стоит совершать никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не спросит у вас цифры с обратной стороны карты, логин от приложения-онлайн, коды из СМС или номер банковской карты», - предупредили в пресс-службе одного из смоленских банков. - Если вам звонят и просят назвать какие-то данные, заканчивайте разговор.
Пицца за 40 тысяч
Ещё одна распространённая схема мошенничества, набирающая сейчас обороты, связана с популярностью из-за пандемии онлайн торговли.
Современные Остапы Бендеры размещают в Интернете фиктивные объявления или создают поддельные сайты, которые адресом и внешним видом очень похожи на страницы известных магазинов и брендов. Но стоит невнимательному клиенту совершить через них хотя бы одну покупку, как тут же его банковские данные, а соответственно и доступы ко всем счетам попадают в руки аферистов. Таким образом в Смоленской области совершаются остальные 30% дистанционных преступлений.
Буквально на днях жертвой фиктивных продавцов стала жительница Смоленска Ирина Фёдорова (имя и фамилия изменены). Cделав заказ - онлайн на пиццу, она лишилась 40 тыс. руб.
Как пояснили в пресс-службе регионального УМВД, мошенники создали сайт-дублёр известной сети пиццерий, и, как только жертва внесла данные своей банковской карты, тут же с её счёта списались все деньги. Только после этого смолянка догадалась проверить, на тот ли сайт она вообще зашла.
«Нужно быть внимательными при работе в сети. Жертвы обычно переходят на сайты-двойники по ссылкам, которые приходят на электронную почту», - говорит IT-инженер и системный администратор Антон Егоров.
«Найти правильный адрес организации или компании можно в крупном поисковике - в первых строчках ответа на запрос появятся самые популярные ресурсы. Кроме того, порталы-двойники часто выдают себя обилием рекламы, всплывающими окнами чатов. Так что обращайте внимание и на это тоже».