Бойтесь «липовых» полицейских
В России идет настоящая эпидемия телефонного мошенничества. По оценкам Центрального банка, только во втором квартале 2021 года мошенники похитили у россиян таким образом более 3 миллиардов рублей с банковских счетов. В основном жертвами становятся пожилые люди, заведомо не способные эффективно защититься.
Диалог мошенников с гражданином идет по стандартному сценарию.
– Из ГУВД Москвы (Волгограда, Смоленска, Костромы и т.д.) беспокоят. Старший оперуполномоченный Смирнов. У вас со счета списываются деньги.
– С какого счета?
– Банковского! Я что, непонятно выражаюсь?
– Предельно понятно. А с кого счета?
– В смысле с кого? Счет в АльфаБанке имеете?
– Нет.
– А в СберБанке или ВТБ?
– Огласите весь список, пожалуйста.
– Вы что, не поняли, кто звонит! Давно не учили разговаривать с полицией? Хотите, чтобы мы с обыском к вам приехали!
– Прямо так и с обыском? Приезжайте. Когда ждать?
На том конце бросают трубку.
Сегодня сложилась удивительная ситуация – ежедневно тысячам россиянам звонят люди, представляющиеся сотрудниками полиции, Следственного комитета, служб безопасностей банков. Если человек поверит, что с его счета прямо в эту минуту воруют деньги или на него оформляют кредит, и выполнит нехитрые указания звонившего, то деньги с его счета точно украдут. А позже, когда несчастные сообразят, что случилось, побегут в полицию.
Сводки о принятых полицией заявлениях у пострадавших от телефонного мошенничества сегодня, как сводки с фронта. Вот самые последние.
Жители Брянска только за прошедшую неделю после подобных звонков отдали мошенникам 8,6 миллиона рублей. В полиции зарегистрировано 54 аналогичных заявления. Обманщики представлялись сотрудниками банков.
В Ростовской области на днях телефонный мошенник обокрал пожилую жительницу Таганрога на 2,5 миллиона рублей. Несчастная рассказала, что ей позвонил мужчина и представился сотрудником полиции. Липовый полицейский объяснил, что женщине положена компенсация за купленные когдато ею лекарства, которые якобы оказались некачественными. Мошенник убедил пенсионерку, что для получения выплаты ей нужно дойти до банкомата и следовать его инструкциям. Когда женщина выполнила действия, которые называл мошенник, с ее карточки списались все деньги, которые были на счету, – 2,5 миллиона рублей.
В последнее время стало попадаться и чтото новое. На днях в дежурную часть полиции города Барановичи обратился 42летний житель райцентра. Мужчина рассказал полицейским о том, что накануне вечером ему позвонила якобы сотрудница службы поддержки сайта Госуслуг. Она сообщила об утечке его персональных данных и заявила, что ктото хочет воспользоваться его личной информацией и оформить на него кредит. Объяснила, что надо изменить пароль к его сервису. Затем попросила назвать ей пришедший на его телефон СМСкод для изменения пароля. Получив доступ к личным данным гражданина, аферистка тут же оформила на него онлайнкредит на 80 тысяч рублей.
С человеком, если он не бросил трубку, не послал звонившего куда подальше, тут же начинают работать профессионально с якобы переключением его на других таких же липовых сотрудников. Звонят многократно и говорят быстро и напористо. В общем, обработают так, что человек сам идет и берет кредит в банке, сам переводит деньги мошенникам, сам продает жилье
Сейчас выяснилось, что в этой сфере уже практически нет мошенниководиночек. Работает целая сеть коллцентров. В основном за границей. Так безопаснее. Это страны Балтии, Польша, Сербия. Но пальма первенства – у Украины. Мошенников в таких заграничных коллцентрах сначала учат разговаривать, психологически давить на человека, использовать IPтелефонию и подменные номера. У них в распоряжении многочисленные краденые базы данных наших граждан. Особое предпочтение – банковским и пенсионным базам данных.
Один из федеральных телеканалов показал, как журналисты устроились туда якобы на работу. Для них провели инструктаж: какие суммы можно украсть у российских граждан. Объяснили, что в день можно прозвонить до 300 человек. И звонить нужно только россиянам: «Если же мы бы звонили по Украине, Литве, Польше, это было бы опасно. На данный момент нам дали зеленый свет, и мы работаем по России».
А совсем недавно и русскоязычные жители Финляндии пожаловались на телефонных мошенников, которые выдают себя за сотрудников банков «Nordea» и «SPankki». По словам жителей соседнего государства, звонившие знали их имена и говорили порусски. Схема та же, что и у нас: «От вашего имени совершена покупка» или «сотрудница банка» просит личные данные «для борьбы с утечкой». Местные банки уже в курсе звонков и говорят, что чаще всего мошенники пугают потенциальную жертву утечкой персональных данных.
Но, кажется, лед тронулся. И их начинают ловить. Правда, пока только на территории нашей страны. Накануне крупную спецоперацию в Новосибирске и СанктПетербурге провели полицейские. Они устроили настоящую облаву на телефонных мошенников в трех жилых многоэтажках. А одного из руководителей брали в СанктПетербурге.
Задержаны были распорядительницы офисов с коллцентрами в Кировском и Ленинском районах. У 32летней и 38летней женщин изъяли банковские карты, гаджеты и мобильные телефоны – всё то, что необходимо для обмана в основном пожилых людей.
Граждане, будьте бдительны!
Наталья Козлова