Чудаковатый внутренний космос. В Смоленске открылась необычная выставка
«Как нырнуть в глубины бессознательного, разглядеть невиданные сокровища внутри себя и прикоснуться к особенностям своей личности?! - эти вопросы/ответы затрагивает смоленская художница и фотограф Марина Куприянова в своей персональной выставке под названием «Кто я? Или увлекательное путешествие к себе через творчество». Она открылась в кафе «Юность».
- Главными персонажами картин являются странные мультяшные существа - то ли человечки, то ли инопланетяне. Как возник этот образ и что он означает?
- Все картины на этой выставке - о созданиях, которых я называю чудиками. Они появились в ходе терапии с психологом. Мне сложно было выражать свои чувства, и психолог предложил их рисовать. Через какое-то время у меня выработался определенный стиль, появились сюжеты с этими созданиями. В какой-то момент их увидели дети. Детская реакция была: «О! Какие у вас чудики нарисованы!» Так и прижилось это название - «чудики». Поначалу я их рисовала для себя. Потом задумала книгу о социальных ролях, про чувства, ощущения, личность... Про космос внутри человека. Потому что чудики напоминают еще и каких-то инопланетных существ. В результате книга у меня пока не получилась, но зато получилась выставка.
- Судя по наличию QR-кодов под работами, выставка интерактивная и предполагает диалог со зрителем?
- Я решила использовать картины как метафорические ассоциативные карты в психологии, изображения на которых можно трактовать по-разному. Берешь карту - и сам придумываешь ей смысл. Подобный ход я и использовала на выставке. Сначала зритель может придумать свою интерпретацию работы, а потом по QR-коду прочитать авторскую трактовку и сопоставить их.
- На картинах присутствуют какие-то схематические элементы. Поясните, что они означают.
- Схемы - это отсылка к строениям, домам, космическим созвездиям, математическим формулам, имитация диалогов Персонажи могут общаться цифрами, геометрическими фигурами Например, отдельные латинские буквы в сочетании с «Таблицей Менделеева» в картине «Одинокий» - это такая химия одиночества.
- Это как-то связано с современным миром, где человек существует в потоке информации?
- Я очень люблю типографику в дизайне. Мне нравится, когда форму и цвет наполняют буквы. Чудики получаются - как некие информационные сущности. В них содержится какая-то информация, которая не считывается напрямую, зашифрована.
Справка «РП»
Типографика - это искусство оформления печатного текста, базирующееся на определенных, присущих конкретному языку правилах (шрифты, размер, цвет и начертание букв).
- Для чего в сюжетах часто присутствуют иностранные буквы и малопонятные языки?
- Если бы я использовала только один язык, например русский, то все бы пытались вчитаться в текст. А так как мы живем в России, то для нас непривычны иврит, греческий, армянский, китайский, тайваньский Тексты на незнакомых языках мы воспринимаем как абстрактные, они играют скорее символическую и декоративную роль. Мне привозили из разных стран газеты, из которых я потом использовала вырезки букв, слов и фрагментов. Опять же, я смотрю, какая типографика подходит к определенной работе. Бывает, долго выбираю, прежде чем найду нужный шрифт, цвет и формат.
- То есть определенных смыслов в этих текстах нет?
- Какого-то конкретного смысла я в тексты не закладываю. Если в работе «В поисках надежды», где используются фрагменты из книги о любви на армянском языке, еще можно уловить какие-то смысловые связи, то в картине «Те самые слова» отдельные строчки взяты из средневековой книги методом нарезок, при котором текст разрезается и в случайном порядке заново состыковывается. В результате отдельные строки читаемые, но в сумме получается бессмыслица, абсурд.
Справка «РП»
Метод нарезок - это литературная техника, в которой автор в случайном порядке разрезает ножницами бумажный текст, а затем по-новому собирает слова или фразы. В результате получается литературный коллаж, который не имеет ничего общего с изначальным смыслом написанного. Техника используется в авангардной литературе и визуальной поэзии.
- Психология абсурда - это интересная тема. Насколько она вам близка?
- Обычно, когда я делаю работу, то не вижу ее конечного результата. Композиция выстаивается постепенно. Изначально я не вкладываю какой-то конкретный смысл, он появляется во время работы. Это полностью работа подсознания, интуиции, то что идет изнутри. На заданную тему мне что-то делать некомфортно.
- Используя элемент детскости, вы затрагиваете «взрослые» вопросы. Как это сочетается?
- Мне кажется, что сложные темы лучше транслировать через простые элементарные вещи. Чем проще будет моя работа, тем легче будет ее воспринять другому человеку. Дети в этих картинах видят больше смыслов, потому что они более открыты, чем взрослые. С годами возникает зашоренность сознания. Взрослому надо преодолеть социальный барьер своей взрослости. За счет того, что все нарисовано в мультяшном стиле, зрителям предлагается обратиться к своему внутреннему детскому миру и через него задать себе эти вопросы. Цель этой выставки - чтобы люди заглянули внутрь себя, через подсказки, которые содержатся в этих картинках. Мне хотелось затронуть внутреннего ребенка в каждом человеке.
Из аннотации к выставке:
«Мы все живем в определенных ролях, не люди, а сплошные функции! Когда мы презентуем себя в социуме, то обычно озвучиваем эти роли: Я - мама, Я - дочь, Я - фотограф, Я - художник, Я - женщина; и так далее! Но мы намного больше, чем просто роли или функции, мы личности!!!
И задавая себе вопрос: КТО Я? - мы сначала перечисляем те роли, из которых мы состоим, а потом нащупываем нечто большее, как бы ныряем на глубину.
Если мыслить только функциями, то мы обречены сравнивать себя друг с другом, и, несомненно, рядом с нами обязательно найдутся те, кто лучше! Я - фотограф, а кто-то лучший фотограф года! Я - мама, а кто-то лучшая мама, лучшая жена или лучшая дочь! И здесь мы обязательно сталкиваемся с ужасающим, неприятным ощущением: Я ХУЖЕ!
Но ведь когда ты думаешь, что ты хуже, из раза в раз, тебе ничего не хочется делать, приходит отчаяние и бессилие!
А что если мы посмотрим глубже и пойдем в наши чувства, задавая себе вопрос: КТО Я? И оттолкнёмся от наших ощущений?
Мы поймем, что мы это что-то большее, чем обычная социальная роль, Мы ЛИЧНОСТЬ!!! И здесь наконец-то встретимся с уникальностью, с тем, что невозможно сравнивать, потому что у каждого будут свои какие-то особенные проявления!»