Смоляне увидели юбилейную выставку живописца Светослава Арайса

Эмоции, раздумья, ощущения художника. 75-летнему юбилею Светослава Арайса - смоленского живописца, графика и дизайнера - посвящена выставка в КВЦ имени Тенишевых. Вернисаж вызвал огромный интерес и несмотря на летний сезон собрал немало любителей изобразительного искусства.
Экспозиция разнообразна и обширна, построена на тематических сопоставлениях, выразительных цветовых акцентах. Художник обладает даром уловить и запечатлеть те мимолетные мгновения, в которых раскрывается поэтическая сущность жизни. Мир образов Светослава Арайса тесно связан с миром природы, внутренним миром человека и тем, что его окружает. Художник много работает, постоянно выставляет новые и новые произведения на показах всех уровней. Он шутит: творчеством заниматься стоит хотя бы ради хорошего самочувствия. -
Светослав Арайс, автор выставки:
"Когда я работаю, я себя превосходно чувствую. У меня хорошее настроение и жизненный подъём - сплошная положительная энергия. Каждый художник, видимо, свои себе задачи ставит. У меня достаточно сложное представление о пространстве живописи, об этой поверхности красочной: как она формируется, что куда попадает, как смешиваются краски и какие". -
Образование Светослав Олегович получил в Белорусском государственном театрально-художественном институте как дизайнер. И его, создавшего немало интересных проектов, причисляют к отцам смоленского дизайна. Но со временем разноплановость таланта обнаружилась в мастерстве создания пейзажа, портрета, натюрморта, в искусстве художественного рисунка. -
Александр Анатольев, член Союза художников России:
"Великолепный, мягкий, красивый, лирический, нежный и в то же время очень точный, грамотный рисунок. Замечательная композиция. Но больше всего обращает на себя внимание какой-то свет в его работах. Работы просто передают воздух, солнце. И он сам такой же: светлый, добрый, чистый хороший человек". -
Родители Светослава Арайса, давая сыну имя, словно запрограммировали в нём сущность будущего художника, в традиционном "Святослав" поменяли букву "Я" на "Е": Светослав - славящий Свет. Арайс - подлинный реалист! Хотя с самого начала его больше привлекало формальное искусство. Ведь дизайнерская школа воспитывает абстрактное мышление, не вполне присущее художнику-реалисту. Пастельные автопортреты - острохарактерные, ироничные (так художник почувствовал себя) - пример сочетания формального и реалистического, что обуславливает собственное видение мира и своеобразие манеры письма. -
Геннадий Намеровский, академик Российской академии художеств:
"Светослав Арайс, вот он сделал сейчас выставку - это очередной его поступок перед зрителем. Переживал, волновался. А выставка очень хорошая получилась. И главное, что он не ищет свои мотивы где-то далеко, а живёт в деревне, всё, что близко, рядом, он всё это и рисует". -
В работах - всегда остановка на простых мелочах, на том, что художнику дорого, что трогает душу. Тема русской деревни волнует особенно. Недаром одна из прежних выставок называлась "Быт уходящий". В названии - боль об исчезающем на наших глазах вековом укладе русской патриархальной жизни, о невозвратном некоем тёплом мире. И обращается Светослав Арайс сначала к душе, а потом уж к разуму зрителя. -
Светослав Арайс, автор выставки:
"Ну, совсем без разума тоже нельзя. Но, всё-таки, эмоциональная сторона здесь, естественно, важнее. Чувство, душа важнее значительно, чем рассудочность, логичность. Люди, у которых развита логика, но не развита эмоциональная сфера, они, как правило, искусством не занимаются. Они злые, они вечно всем не довольны". -
Доброе восприятие окружающего мира, эмоциональный чувственный резонанс Светослав Арайс вызывает через тему, цвет, композицию. И живописные, и графические работы его полны жизни, тонкой гармонии красок, житейских раздумий. Есть такая формула: "Гармоничность - целостность - художественная выразительность". Ей и следует в творчестве Светослав Арайс.