80 лет назад в Смоленской области был создан детский спецприемник

Теперь это учреждение называется Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД. Подростки попадают сюда ненадолго, максимум на месяц, но сотрудники организуют для них учебный процесс, культурную программу, занятия по интересам. И для кого-то эти недели становятся поворотным временем в судьбе, шансом сойти со скользкой дорожки.
1 сентября 1943 года был издан приказ начальника управления НКВД по Смоленской области об организации детского приемника-распределителя. Копия этого документа в рамке под стеклом висит в кабинете начальника Центра - майора полиции Юлии Новиковой. Изначально региональный спецприемник был создан в Вязьме, в старинном дворянском особняке. Но поскольку здание является памятником архитектуры, его ремонт был невозможен, и руководством УМВД было принято решение о передислокации подразделения в Смоленск.
В мае 2012 года Центр для несовершеннолетних правонарушителей был открыт на ул. Новомосковской, 17.
Майор полиции Юлия Новикова руководит Центром с того самого момента, уже 11 лет. Начинала она свою службу в ППС, дослужилась до командира роты, и переход на работу с детьми стал достаточно серьезным испытанием, ведь организовывать все пришлось буквально с нуля: из Вязьмы согласились перевестись в Смоленск только трое сотрудников. Но теперь, конечно, все четко отлажено.
Основными функциями учреждения являются круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних правонарушителей, проведение с ними индивидуальной профилактической работы, выявление причастных к совершению преступлений, а также установление обстоятельств, причин и условий, этому способствующих. Также сотрудники Центра доставляют несовершеннолетних в учебные заведения закрытого типа.
В коллективе есть как аттестованные сотрудники, так и привлеченные работники. Среди сотрудников - воспитатели, которые организуют всю работу с детьми, и дежурные по режиму, отвечающие за пропуск на территорию, досмотр, сохранность вещей и т. д.
Помещаемых сюда детей можно разделить на две категории. Первая - это те, кто попался на правонарушении (мелкое хищение, употребление алкоголя или наркотиков, появление в нетрезвом виде в общественном месте и т. п). В дежурной части полиции несовершеннолетних более трех часов держать нельзя, потом нужно передать законным представителям, но если те не успевают, то нарушителей привозят в Центр на время ожидания родителей или опекунов. Такие здесь обычно долго не задерживаются, хотя бывают и исключения.
- Наш Центр рассчитан на 25 койко-мест, но к счастью, столько детей одновременно здесь не было никогда, максимум 10 - 11, - говорит Юлия Новикова. - На настоящий момент содержатся двое. Одна 15-летняя девочка из Казани, объявленная там в розыск. Доставили ее к нам из Ярцева, где сотрудники полиции обратили внимание на ребенка, переходящего дорогу в неположенном месте. Остановили с целью привлечения к административной ответственности, и выяснилось, что девочка без ведома родителей «приехала погостить» к подруге, с которой познакомилась через интернет. Без документов, без денег. Семья в материальном плане благополучная, у отца свой бизнес. Приехать и забрать дочь он не сможет, но пришлет ее паспорт, а мы должны будем везти девочку в транзитный пункт в Москву, откуда ее передадут уже в Казань.
Когда Юлия Сергеевна проводила нам экскурсию по Центру, Карина (имя изменено) с воспитателем вышла на прогулку перед обедом. Она вовсе не похожа на искательницу опасных приключений. Выглядит скорее младше своих лет, обычный ребенок, уже соскучившийся по дому. Но и подавленной не кажется, ведет себя спокойно и доброжелательно, с удовольствием рисует в беседке на улице под присмотром сотрудника в форме.
А две недели назад в Центре содержался 17-летний гражданин Индии, которого задержали с группой других иностранцев на территории Ярцевского района, они незаконно пересекли границу.
- В соответствии с решением судьи мы передали его в Центр содержания иностранных граждан. Но вначале сутки преодолевали языковой барьер, потому что с английским у него было не очень, да и у нас служба отличного знания иностранных языков не предусматривает. Мы с ним общались через онлайн-переводчик. Был и гражданин Сирии в конце прошлого года по аналогичной причине. Сейчас такая тенденция, что частенько появляются жители иных государств, нелегально находящихся на территории РФ, - рассказывает начальник Центра.
Но это все «транзитные» постояльцы учреждения. А вот вторая категория попадающих сюда детей и подростков - совершившие общественно опасные деяния (то есть фактически преступления, но не достигшие возраста уголовной ответственности - 14 лет) и помещенные в Центр по решению суда на срок до 30 суток.
Их образованием и воспитанием сотрудники занимаются очень плотно. Заключен договор с Центром для образования детей с особыми образовательными потребностями.
- Мы направляем туда письмо о том, что к нам, например, поступает учащийся 6-го класса и просим организовать обучение. Нам присылают тематический план, расписание занятий, которые проходят онлайн. Воспитатели с подопечными выходят в скайп, задания выполняются в тетрадях. После того как ребята от нас убывают, им выдается справка о том, какие темы пройдены, с оценками, которые потом переносятся в школьный дневник, - поясняет Юлия Новикова.
- Легко ли ваших подопечных заставить выполнять задания, все-таки контингент непростой?
- У нас все четко, в соответствии с распорядком дня, за соблюдением которого следит воспитатель в форме, это дисциплинирует. Подопечные за пределами комнаты никогда не остаются одни.
- Чем еще занимаются здесь подростки?
- У нас есть библиотека, где можно посидеть с книгой или взять ее в комнату на вечер. В основном, конечно, все предпочитают приключенческую или детективную литературу. Воспитатели делают с ребятами тематические поделки, так, новогодними елочками из шишек мы одарили уже все подразделения. В одном из помещений оборудована часовня, где священник проводит с несовершеннолетними беседы о православии. Выезжаем на различные культурные мероприятия: на выставки в КВЦ им. Тенишевых, в Центр народного творчества на ул. Бакунина, смотрим патриотические фильмы в кинотеатрах. В центр кинологической службы УМВД возим на экскурсии. Наверное, мало у кого из обычных детей была возможность подняться на колокольню Успенского собора и позвонить в колокол, а наши дети со священнослужителем поднимались. Впечатления остались на всю жизнь. Мы ведь учреждение не отбывания наказания, а профилактики правонарушений. Мы должны помочь ребенку поменять внутренние установки, направить его в нужную сторону. Ну а для некоторых детей из неблагополучных семей, особенно из деревень, наши культурные мероприятия вообще окно в другую жизнь. Кроме того, здесь, у нас, иногда выясняется, что в отношении несовершеннолетних совершались правонарушения. Было такое, что во время осмотра обнаруживались синяки на теле детей - отчим побил. Естественно, мы регистрируем такие случаи, и на основании этого проводятся проверки.
- Какого возраста обычно ваши подопечные?
- Мы имеем право содержать детей с 7 до 18 лет. Чаще всего попадают 13-16-летние подростки, это тот самый сложный переходный возраст. Но и восьмилетние у нас были, в основном по поводу краж: из машин, магазинов.
- Чаще всего к вам попадают дети из неблагополучных семей?
- Необязательно. Это и дети из интернатов и из вполне благополучных семей, которые воруют у одноклассников или соседей. И бывает, что родители узнают о том, что их ребенок встал на скользкую дорожку, употребляет, например, наркотики, в последнюю очередь. Например, 15-летняя девочка, которая, как выяснилось в ходе осмотра, колет тяжелые наркотики, и родители были не в курсе. Среди наших подопечных есть и еще одна категория - несовершеннолетние, которых по решению суда помещают в специальные воспитательные учреждения закрытого типа. На территории региона их нет, спецучилища для мальчиков находятся в Псковской и Тульской областях, для девочек они все за Уралом. Наша функция - доставить их туда. И иногда на улицах Смоленска мы встречаем детей, которые оттуда уже вернулись и говорят спасибо за то, что их остановили. Конечно, мы не панацея, но если кому-то помогли - уже хорошо.
Мария Мирошина.